"Родители-это зеркало, в которое смотрится ребенок"

Сапельникова Елена Александровна

                                                                                                 Сапельникова ЕА.,

                                                                                             Кадникова Н.В.,

                                                                                      МКДОУ ШР

                                                                                              Детский сад № 17

                                                                                                «Золотой ключик»,

                                                                                    г.Шелехов

 

РОДИТЕЛИ - ЭТО ЗЕРКАЛО, В КОТОРОЕ СМОТРИТСЯ РЕБЕНОК

 

«Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое    

воспитание-это наше будущее горе, это-наши слезы,

это-наша вина перед другими людьми, перед обществом.»

                                                                                                    Макаренко А.С.        

Работая в детском саду, мы воспитатели, как никто другой, понимаем и видим, насколько важна роль родителей в воспитание ребенка. Участниками образовательного процесса являются педагоги, ребенок и родители, поэтому мы волей и не волей наблюдаем разные ситуации, когда одни родители объясняют ребенку, что такое хорошо, а что плохо, как нужно поступить в той или иной ситуации, но бывает и по другому, родители проявляют безразличие, занимают попустительскую позицию в воспитании, могут в присутствии детей на повышенных тонах высказаться в адрес других родителей, ребенок, как губка все впитывает, копируя поведение своих родителей, бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к другим, если родители сами не соблюдают этого.  Значение семьи велико в жизни каждого человека, особенно, если это ребенок. Благополучная семья - это залог стабильности любого общества. Человек рождается и растет в семейном кругу, в семье формируются его главные задатки и принципы, которые он в дальнейшем транслирует в общество, от качества семьи зависит, каким человек войдет в зрелую жизнь и как он будет создавать свою.

 К трем годам происходит формирование ребенка как личности, в четыре - пять лет формируются нравственные качества, большую роль в этом играют родители, семья, отношения в семье, роль каждого ее члена, нравственные устои, традиции, принципы, общечеловеческие и индивидуальные качества. Семья для ребенка может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, ведь, то, что ребенок в свои детские годы приобретет в семье, он сохранит в течении всей жизни.

Личный пример матери и отца, их взаимное уважение, помощь и забота друг о друге, о детях, проявление нежности и ласки является лучшим средством воспитания правильных отношений. Когда дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям, как у их родителей. Очень важно, что, то, чему учат родители ребенка, чтобы подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых слова не расходятся с действиями. Родители для детей являются идеалом, ничем не защищенным от детского пристального взгляда. Когда ребенок видит, что его папа и мама, которые каждый день твердят ему, что обманывать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все родительское воспитание может пойти насмарку, ведь самое главное в воспитании детей - это личный пример родителей.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания и позиции родителей по отношению к своим детям.  В.А. Сухомлинский писал «Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В семьях, где родители отдают частичку своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными, неравнодушными к чужому горю, они воспитывают в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека, животного, которая рождается только в любящем сердце.

Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы, но в настоящее время дети современного общества сталкиваются с проблемой, которая не может быть не замеченной - это проблема нехватки общения родителей с собственными детьми. Родители заняты финансовым благополучием, порой дети предоставлены сами себе, родители свои обязанности перекладывают на бабушек, дедушек, детский сад, школу, общество. Порой родителям проще дать малышу в руки мобильный телефон, чем уделить внимание, поиграть, почитать, погулять, да просто поговорить. Родители не хотят тратить свое драгоценное время и силы, чтобы правильно воспитать своих детей, думают, что все произойдет само собой, дети поумнеют с возрастом, только вот общие проблемы никуда не деваются.  Если не уделять должного внимания общению с детьми, в последствии это может привести к не усвоению культурных, нравственных ценностей, а также к социальным и психологическим проблемам.

В настоящее время делается акцент на образовательные учреждения, на роль семьи в воспитании детей, на личную позицию педагога. В детском саду мы работаем над созданием благоприятных условий для общения детей и родителей в рамках совместной деятельности, взаимодействуем с родителями в вопросах воспитания детей, организуем проектную деятельность «Взаимодействие семьи и педагогов, направленное на формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста», «Взаимодействие родителей и ДОУ в реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриота вместе», консультации, тематические родительские собрания «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка», «Позиция ребенка в семье», «Любовь к Родине начинается с семьи», анкетирование «Какой у стиль воспитания», конкурсы, совместные мероприятия и праздники.

 В процессе совместной деятельности с родителями опираемся на развивающуюся у них способность к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умению замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка, способствуем созданию положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в результате общения друг с другом; повышению педагогической культуры родителей.

«Дети похожи на мокрый цемент. Все, что на него попадает, оставляет свой отпечаток» Хаим Гиннот.

 

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ: Астрель, 2011, 304 с.
  2. Партнёрство дошкольной организации и семьи /Пол ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. П.Ф. Лесгафт «Семейное воспитание ребёнка и его значение» - М, 1997
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев, 1973 – 244 с
  5. Гинотт Хаим. Родитель-ребёнок: мир отношений. М.: Эскимо, 2012