«Дидактические игр и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

Бояринова Лола Максимовна

Бояринова Лола Максимовна,

учитель-логопед МБДОУ «ДС «Радуга»

 

Тема: «Дидактические игр и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

 

Актуальность: с каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова, с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия).

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

1) ударностью,

2) количеством слогов,

3) линейной последовательностью слогов,

4) моделью самого слога.

Нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Слова могут быть деформированы за счет:

  • нарушения количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).

а) Элизиясокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).

опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации

увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).

  • нарушения последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).

перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);

перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

  • искажении структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).

сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).

Данный дефект Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).

  • уподоблении слогов – антиципация («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

  • устойчивого повторения – персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

  • контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинать упражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.

 

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

  • уточнение артикуляции сохранных звуков;

проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

гласный + гласный (ау, уа, иа)

согласный + гласный (ба-ба-ба)

гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)

гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)

согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)

гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)

гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)

  • проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

 

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).

  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).

  3. Односложные слова (лук, кот).

  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).

  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).

  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).

  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).

  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).

  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).

  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).

  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).

  14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).

 

Упражнения по формированию слоговой структуры слова

В логопедической практике используются различные упражнения по развитию слоговой структуры, поэтому для примера приведу по одному для каждого из вышеперечисленных типов.

Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)

Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:

«Мама купает Женю».

«Папа играет с сыном».

«Тетя едет на дачу».

«Во дворе стоит снежная баба».

«Няня гуляет с ребенком».

Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Педагог: Ребенок:

«Кто купает Женю?» Мама

«Кто играет с сыном?» Папа

«Кто стоит во дворе?» Баба

«Кто поехал на дачу?» Тетя

«Кто гуляет с детьми?» Няня

Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.

Примеры (начало слова):

Побе (да)

Пого (да)

Пома (да)

Примеры (конец слова):

Нава – Канава

Бина – Кабина

Юта – Каюта

Упражнение «Договори слово» (односложные слова из закрытого слога)

Педагог произносит начало слова, ребенок должен закончить его буков М, а затем назвать слово полностью.

Педагог: Ребенок:

Га Гам

До Дом

Ды Дым

То Том

Упражнение «Назови ласково» (двухсложные слова с закрытым слогом)

Педагог бросает мяч, называет предмет. Ребенок возвращает мяч и называет этот предмет ласково.

ИК:

Кот – котик

Ноль – нолик

Год – годик

ОК:

Лед – ледок

Ком – комок

Дым – дымок

ЁК:

Пень – пенёк

Конь – конёк

День – денёк

Упражнение «Конец слова за тобой» (двухсложные слова со стечением согласных в середине слова)

Логопед бросает мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок должен вернуть мяч и сказать второй слог, а затем все слово полностью.

КА: ВА:

Кад – кадка Тык – тыква

Гай – гайка Бук - буква

Ут – утка Ай – айва

НО:

Боль – больно

Давн – давно

Пят – пятно

Упражнение «Ответь на вопросы» (двухсложные слова из закрытых слогов)

Перед ребенком раскладываются картинки, уточняя при этом названия предметов, которые нарисованы на них. Логопед говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечай на них».

С окончанием ОЙ:

«Едят чем?» - ложкой, вилкой.

«Двор метут чем?» - метлой.

Шьют чем?» - иглой.

С окончанием ОМ:

«Рану бинтуют чем?» - бинтом.

«Хлеб намазывают чем?» - маслом.

Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.

Примеры:

У гусыни – гусенок

У ежа – ежонок

У коровы – теленок

Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.

ПО – Ходка (походка)

ПО – Видло (повидло)

ПО – Чинка (починка)

Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)

Ребенку предлагает отгадать загадку, в которых отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.

«Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Это доктор….. (Айболит)

Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)

Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).

Примеры:

Кос – косточка

Горс – горсточка

Кис – кисточка

Коф – кофточка

Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.

Ребенок: Педагог: Ребенок:

К Лей Клей

Вас Квас

Лоп Клоп

Упражнение «Добавь слог КА» (двухсложные слова с двумя стечениями согласных)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово слогом КА, затем называя слово целиком.

Птич – ка – птичка

Клюш – ка – клюшка

Круж – ка – кружка

Трой – ка – тройка

Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова)

Ребенок бросает мяч логопеду и произносит первый слог. Логопед возвращает мяч и говорить окончание слова. Задача ребенка – сказать слово целиком.

Ребенок: Логопед: Ребенок:

ПРИ Мерка Примерка

Ческа Прическа

Щепка Прищепка

Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.

НА:

Паути – на – паутина

Куряти – на – курятина

Говяди – на – говядина

ЩЕ:

Тулови – ще – туловище

Учили – ще – училище

Чудови – ще – чудовище

Все эти упражнения по формированию слоговой структуры можно проводить самостоятельно с ребенком в домашних условиях. Нужно использовать различные дополнительные средства: картинки, мячик и т.д.

 

Список литературы:

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.