Картотека дидактических игр на тему «Семья»

Корчина Елена Александровна

«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):

мама (какая?) — ...,

бабушка (какая?) — ...,

дедушка (какой?) — ...,

папа (какой?) — ....

«Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).

Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .

Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .

Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .

«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа — сын (папа старше, а сын младше),

папа — дедушка,

дядя — племянник,

внук — дедушка.

«Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций):

мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

«Скажи наоборот».

Старший — (младший), большой — ..., молодой — ....

Старше — (моложе, младше).

Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).                 ;

У кого глаза добрые? (У бабушки).

У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? ...

«Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

—  О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

«Кто ты?» У каждого ребенка по две парные карточки, изображающие членов семьи.

Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын  и т. д.

«Три медведя».

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.

Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

«Репка».

Дети в масках инсценируют сказку «Репка».

Воспитатель устанавливает последовательность расположения детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.

«Я люблю всех» (назови ласково).

Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.

Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом).

Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.

Образование множественного числа существительных (игра с мячом).

Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.

«Кто быстрее принесет картинки?»

На столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».

Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.