Картотека дидактических игр на тему «Семья»
«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
мама (какая?) — ...,
бабушка (какая?) — ...,
дедушка (какой?) — ...,
папа (какой?) — ....
«Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше),
папа — дедушка,
дядя — племянник,
внук — дедушка.
«Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций):
мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
«Скажи наоборот».
Старший — (младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).
Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). ;
У кого глаза добрые? (У бабушки).
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? ...
«Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.
— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.
«Кто ты?» У каждого ребенка по две парные карточки, изображающие членов семьи.
Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын и т. д.
«Три медведя».
Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.
Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.
«Репка».
Дети в масках инсценируют сказку «Репка».
Воспитатель устанавливает последовательность расположения детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.
«Я люблю всех» (назови ласково).
Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.
Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом).
Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.
Образование множественного числа существительных (игра с мячом).
Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.
«Кто быстрее принесет картинки?»
На столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».
Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.
Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.