Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию в средней группе на тему: "Светлый праздник Рождества"

Исаева Ольга Юрьевна

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

в средней группе

на тему «Светлый праздник Рождества».

Цель:

- Ознакомление детей с праздником Рождество Христово;

приобщение детей  к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с рождественской историей;

- Дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово.

Развивающие:

- Развивать мышление, произвольное внимание;

- Развивать коммуникативные навыки: учить детей давать ответ на вопрос;

- Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к русской народной культуре;

- Воспитывать интерес к народным праздникам.

Материал для проведения:

Оформление группы в новогоднем стиле, картинки на тему Рождества.

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с праздником!

Зимой празднуют много праздников. Все они веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.

Воспитатель: Молодцы! Все ответы правильные.

Воспитатель: Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения? (Ответы детей)

Что происходит в этот день? (Ответы детей)

А почему поздравляют в этот день именно вас? (Ответы детей)

А кто знает, что такое Рождество Христово? Когда его празднуют? (Ответы детей)

Воспитатель:  Рождество в нашей стране празднуют 7 января.Рождество - любимым праздником детей. Только ребенок может стать счастливым от одного вида Рождественской ёлки и доверчиво ждать чудо.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос.Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом лежали пушистые сугробы. А далеко, далеко от нашей родины, в древнем городе Вифлееме, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос. В Вифлеем в то время съехалось множество людей, Мария и Иосиф – родители Иисуса тоже прибыли туда, но так как им в городе негде было переночевать, они нашли приют за городом в пещере-вертепе, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Мария спеленала Божественного Младенца и положила его в ясли, куда кладут корм для скота. Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». Поздравить Пресвятую Богородицу Деву Марию пришли волхвы (странники-мудрецы) и принесли ей много разных даров. А в небесах над пещерой зажглась яркая рождественская звезда, которую назвали Вифлеемской. Она указывала путь к пещере, где родился Иисус. Вот такая случилась однажды рождественская история.

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – Христово Рождество!

И, распушив зеленые иголочки, красуются рождественскиеёлочки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у нас красивая ёлочка! Как появилась традиция наряжать на Рождество елку, никто достоверно не знает. Есть и легенды, и сказки. Но, может быть, это уже и не важно. Сегодня рождественская елка – символ вечной жизни, которую и подарил нам Христос Своим рождением. Я предлагаю вам поиграть в игру на внимание «Елочки бывают разные».

Если я назову елочки высокими – вы должны поднять руки вверх; низкими – опустить руки и сеть на корточки. (Задача воспитателя как можно больше запутать детей.) 

Воспитатель: В старину на Рождество колядовали – ходили ряженые по домам, пели песни-колядки, просили угощения. Это был целый спектакль. Обычно ряженые изображали животных. Тут тебе и медведь, и коза, и волк и даже черт.

Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом!

А еще в рождественскую ночь пели веселые песни и плясали. Давайте представим, как бы исполнили песню «В лесу родилась елочка» разные звери.

Мишка крепко спал в берлоге,
У него озябли ноги.
Он проснулся, заревел,
Громким голосом запел…
Дети, подражая медведю, грубо и глухо поют первый куплет песни (В лесу родилась елочка…)


Вот из норки вышла мышка
В своих сереньких штанишках,
Запищала, засвистела,
Очень тоненько запела….
Дети высоко и тоненько поют второй куплет. (Метель ей пела песенку…) 

Вот в аквариуме рыбка
Напевает всем с улыбкой –
Очень тихо, еле слышно.
Ну и мы споем неслышно…
Дети поют шепотом следующий куплет. (Трусишка зайка серенький…) 
Вот лошадка очень ловко
Звонко бьет своей подковкой.
Заскакала, заплясала,
Очень весело заржала…
Дети отрывисто поют следующий куплет. (Везет лошадка дровенки…) 

 
Все медведи, рыбки, мишки,
Все девчонки и мальчишки
Сразу песню поддержали,
Очень громко закричали…
Дети громко и весело поют последний куплет. (Теперь она нарядная…)

Воспитатель:-Рождество любимый праздник всех детей. А все дети любят играть в различные игры. Вот и мы сейчас поиграем в игру «Варежки».

Я буду вам по очереди надевать варежки на руки, а вы будете опускать их в мешок с игрушками. Главная цель на ощупь угадать, какую игрушку вы взяли.

Воспитатель: Ребята, о каком празднике я рассказала вам сегодня на занятии?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали, что такое Рождество и как родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира. Ещё вы узнали как праздновали Рождество и сами поиграли в различные игры.

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. - "Все праздники". Л. Яковлев.

2. - "Конспекты занятий детского сада" В. Н. Волчкова.

3. - "Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет" О. А. Новиковская.

4. - "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью" Н. В. Алёшина.

5. - "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаров, М. А. Васильева.

6. - "Развитие эмоций дошкольников" Минаева В. М.

7. - "С детьми играем - речь развиваем" О. С. Рудник.

8. - "Тематические дни и недели в детском саду" Е. А. Алябьева.