Консультация для родителей "Ребёнок и гаджет".

Жильцова Елена Ивановна
ГАДЖЕТЫ ГАДЖЕТЫ ГАДЖЕТЫ…
 
Недавно я в очередной раз наблюдала, как намеренно формируют гаджет зависимость
родители малышей, которые потом имеют наглость заявлять: Он ничего не делает без айфона,
даже не ест, он привык.Он привык? Нет, это не он привычка. ЭТО ВЫ ЕГО ПРИУЧИЛИ! И
сделали это осознанно и намеренно, потому что вам так было удобно. Это вы думаете
исключительно о себе и своем удобстве, а не о ребенке.
Скажите, как обходились мамы малышей без гаджетов на протяжении столетий? Играли с
крохой с рождения, рассказывали ему потешки и пестушки, пели колыбельные. Прислушайтесь к
тому, что говорят ученые в разных странах. Ребенку дошкольного возраста противопоказаны
гаджеты. Всему свое время. 10-15 минут в день – просмотр мультиков вместе с мамой, которая
комментирует просмотр. И все! Рассказы о развивающих компьютерных программах и играх для
грудничков – вредный миф. На ваших детях, котором вы покупаете эти «развивашки», делают
огромные деньги. Малыши видят только яркие меняющие друг друга пятна на экране, и их это
завораживает, формируя одновременно дофаминовую зависимость, которая позже, в
подростковом возрасте может стать зависимость иного рода.
Ученые, врачи, педагоги во всем мире бьют тревогу. Цифровые технологии имеют прямое
отношение в тому, что в последнее время появилось так много детей, которые не говорят ни в два,
ни в три года. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают
детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого
общения с ребенком нет.
Мудрый русский народ создал массу потешек и пестушек для общения с малышами первых
двух лет жизни. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные,
рассказывали сказки. Теперь малыши всего этого лишены. Родители в своих гаджетах, ребенок – в
своем. На мой взгляд, это одна из главных причин безречия детей без неврологических
нарушений.
Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО
ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко,
красиво, ребенка раннего возраста завораживают эти яркие световые и цветовые пятна, и ребенок
получает удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире.
Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре
мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни возможно
получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Страшно, что дофаминовая зависимость
формируется уже на первом году жизни.
Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить
или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при
включенном гаджете. Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у
трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении
со средней нормой на полтора-два года, то есть в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов.
Это огромное отставание, которое в полной мере уже вряд ли можно будет преодолеть, так как
для развития речи, как и для развития других высших психических функций, существует свое
временное окно.
Ученые все чаще говорят о том, что вместе с гаджетами в мир проникает вирус цифрового
слабоумия. И это не шутка, это диагноз.
Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей
цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем
самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования
показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие
на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции —
слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов
больше года своей жизни. Хотите сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг
 
у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из
которых связан с десятью тысячами себе подобных.
Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать
кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в
свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил
для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро
сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются,
где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим
время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём
волноваться. У современных детей просто беда с сенсорной интеграцией, которая необходима
для успешного развития ребенка. Беда. Потому что малыш рестет в виртуальном мире.
Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга.
Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально, слышали звуки,
чувствовали прикосновения, ощущали запахи, вкусы, прелесть движения . Это нужно растущему
мозгу, как и тысячу лет назад. Вы много занимаетесь моторным развитие крохи? Вы учите его
бегать, прыгать, кувыркаться, бросать и ловить мяч?
Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? Очередной миф! Знать,
куда нажать, чтобы увидеть любимый мультик, - не значит быть умным. Шимпанзе обучается
этому за несколько занятий. А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют
задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад.
Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном
мире.
«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга
маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут
концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Стив Джобс запрещал своим детям в дошкольном возрасте пользоваться айпадом вообще, а
другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Сыновья создателя
сервиса Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день.