Статья к празднику День защитника Отечества.

Анна Васильевна Никулина

С Днем Защитника Отечества!

Музыка в армии.

Виват, Россия!

История рождения Российской армии относит нас ко временам правления Петра I. Военные походы и победы Петра I в Северной войне, походы Александра Суворова в 18-м веке, рассказы о героях Отечественной войны 1812 года – все эти торжественные события нашли отражение в особых песнях (кантах). Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве в 1709 году было сооружено 7 триумфальных ворот, наверху которых размещались музыканты с инструментами и певцами, исполнявшие специально сочинённые канты. Русские войска-победители, возвращаясь после сражений домой, проходили через эти ворота, и в честь них звучала музыка. 

В 1812 году музыканты были в штате каждого полка. В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии – трубачи, в гренадёрских полках сигналы исполнялись на флейтах. В Бородинском сражении принимали участие около трёх тысяч военных музыкантов. 

В каждом полку, батальоне, эскадроне были свои песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. До наших дней дошли старинные солдатские песни, такие как «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, россов славу» (песня смоленских партизан в 1812 году). Из песни «Славны были наши деды» родился известный русский военный марш «Марш Преображенского полка», его ещё называли «Петровским маршем» (в честь Петра I). Этот марш был символом России – его мелодию до революции 1917 года били куранты на Спасской башне Московского Кремля.

Годы Первой мировой войны.

Как история военной музыки России, данный период (Первая мировая война - «Империалистическая») в современных учебниках практически никак не представлен. Есть лишь некоторые сведения о подвигах капельмейстеров (то есть дирижёров) и военных музыкантов в Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Считается, что Первая мировая война не принесла народу ничего хорошего, а только смерть и страдания, и что ни о каком развитии военной музыки в ту «царскую» войну, не могло быть и речи!

Но тем не менее известно, что первая мировая война уже после первых месяцев её начала, показала, что продлится она долго, и самое главное, что коснулась почти каждой русской семьи. Очень скоро с фронта стали возвращаться домой солдаты-инвалиды без рук и ног, ослепшие от применяемого в качестве оружия газа, многие семьи стали получать «похоронки». Именно поэтому весёлые и жизнерадостные марши, исполняемые военными оркестрами, стали меняться на минорные и грустные, очень задушевные мелодии.

Так появилась мелодия военного марша, который в 1904 году сочинил капельмейстер (дирижёр) Русской армии Лев Чернецкий. Впоследствии он был награждён за свои подвиги серебряной медалью на Георгиевской ленте с надписью «За храбрость». Марш был назван «Дни нашей жизни», именно под него солдаты уходили на фронт не только во время Русско-Японской войны, но и в годы Первой мировой войны . Это был самый известный и знаменитый военный марш.

Необходимо вспомнить и марш В.И. Агапкина «Прощание славянки». Его популярность пришлась на середину той «Великой войны» (1915-1917 годы). На мелодию марша стали сочиняться патриотические слова. Самый известный текст к военному маршу следующий:

«По неровным дорогам Галиции,

Поднимала июльскую пыль,

Эскадроны идут вереницею,

Приминая дорожный ковыль.

Прощай, Россия-мать!

Уходим завтра в бой.

Идём мы защищать

Твои границы и покой».

Марш был популярен не только в России, но и во Франции, и в странах Балканского союза, везде, где побывали русские корпуса.

Именно эти военные марши: «Дни нашей жизни» Льва Чернецкого и «Прощание славянки» В.И. Агапкина, были самыми популярными в годы Первой мировой войны - минорными, берущими за душу, грустными маршами прощания с мирной жизнью, с семьёй, с Родиной. И не случайно, что по сей день, эти марши любимы нашими военными.


Годы Великой Отечественной войны.

«Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне».

Это слова знаменитого поэта Василия Лебедева-Кумача. Действительно, музыка – это и душа, и сердце каждого человека. На войне музыка обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, вдохновить на подвиги, напомнить о родном доме и близких людях. Возможно,  музыка давала крошечную надежду на спасение, помогала на время забыть о страхе и голоде, согревала в холодных окопах.

На фронте звучало немало хороших песенных мелодий, среди них были свои символы. Главный символ – это песня «Священная война», которую написал композитор Александр Александров на стихи Василия Лебедева-Кумача. Всего лишь через два дня после её создания, песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт и сопровождала защитников нашей Родины на пути к победе. Её звучание обладало невероятной силой, вызывало мужество и бесстрашие.

 Известен такой исторический факт, вспоминал как-то комбат одного из партизанских отрядов весну 1943 года. Тогда отряд действовал в Белоруссии. Партизаны захватили вокзал, а в одном из помещений находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – крикнул одному из партизан командир. В это время фашисты стремились отбить помещение станции. Бой становился всё сильнее. И вдруг в этот гул ворвались мощные звуки песни «Священная война». Она прорывалась между разрывами гранат и пулеметными очередями, её не могли заглушить даже крики врагов.

Другим символом войны стала знаменитая песня «Катюша», созданная композитором Максимом Блантером. Простая и мягкая мелодия, обращение к солдатскому сердцу сделали песню любимицей среди бойцов. А когда создали ракетную установку с именем «Катюша», которая приводила в ужас фашистов, песня зазвучала с новой силой! 

На фронт к солдатам отправлялись артисты музыкальных театров, концертных бригад, филармоний. Рискуя жизнью, эти люди доказывали своими вступлениями, что искусство живёт, его нельзя убить. Музыканты будто бы на языке музыки «говорили», что у фашистов нет шансов покорить нашу страну, русские традиции невозможно уничтожить и они будут жить вечно. 

Наши дни.

В 20-м и 21-м веках музыка по-прежнему звучит в российской армии: она дисциплинирует, задает торжественный тон сердцу, целеустремленно направляет к вершинам жизненных свершений. В крупных воинских частях имеются военные духовые оркестры с бравыми и подтянутыми музыкантами в военных мундирах и горящими на солнце инструментами. 

Военные оркестры звучат во время воинских ритуалов, помогают культурному, эстетическому воспитанию наших воинов. Они участвуют во всех парадах и ритуальных мероприятиях. Строевой смотр, встреча знамени, встреча начальника, развод караулов, начало учебного года, принятие военной присяги, погребение военнослужащих. Военная музыка - это важный элемент музыкальной культуры народа.

Вот уже 300 лет по-прежнему звучит марш Преображенского полка в воинских частях нашей армии. Каждый род войск имеет свою песню-марш – своеобразную «визитную карточку».

В самые тяжёлые для страны годы военные музыканты продолжают играть, они сберегают военно-музыкальные традиции. Та или иная музыка переносит нас в историческую эпоху. Это есть преемственность героизма и патриотизма поколений через музыкальную военную культуру.

Как и прежде, находясь на службе Отечеству, солдаты грустят по родному дому и своим близким, любимым. Вечерами, в минуты отдыха рождаются лирические, нежные мелодии под звуки гитары - любимого инструмента солдат. Гитара прочно поселилась в солдатских казармах. 

В армии появилось большое количество вокально-инструментальных групп, в которых поют и играют солдаты и офицеры. Репертуар их многообразен – от военных и лирических песен до джаза и рока. Популярны такие группы, как: «Каскад», «Голубые береты», «Эпизод», «Комбат». А уже с утра бодрые марши встречают каждого на физзарядке.

 

http://infourok.ru/issledovatelskiy-referat-armiya-i-muzika-v-odnom-stroyu-263129.html

учитель музыки МАОУ «Школа №3» Ирина Анатольевна Кисловская.

 

image