Аппликация

Хлебникова Ольга Николаевна
Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация - простой и эффективный способ работы. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация. Формирование технических умений и навыков на занятиях аппликации

                                                       Оглавление

Введение

  1. Понятие «Аппликация» в художественно - эстетическом развитии детей
  2. История аппликации
  3.  Виды аппликации
  4. Приемы вырезания и способы получения изображения в аппликации
  5. Оборудование и материалы для выполнения аппликационных работ
  6. Понятия «технические умения и навыки» в аппликации

                                                Введение

Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация - простой и эффективный способ работы. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.

Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

Теория и практика дошкольного образования накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности обучения аппликации в разных возрастных группах были даны Н.П. Сакулиной, И.Л. Гусаровой, Г.Н. Пантелеевым, З.А. Богатеевой, Е.С. Рогалевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Психологи В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.С. Кузин, Г.М. Коджаспирова и др. рассматривают умения как способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

В своём исследовании опиралась на труды выше названных авторов, в которых разносторонне представлены важнейшие проблемы в сфере методики организации и руководства аппликацией, формирования технических умений и навыков в аппликации.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что:

процесс создания аппликации состоит из целого ряда действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития технических умений и навыков, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности;

- недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности;

- при хорошем владении приемами вырезывания, наклеивания аппликации на основу внимание ребенка направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе;

- освоение простейших приемов вырезывания возможно только при умелом применении наиболее эффективных методов организации продуктивной деятельности по аппликации, требующих от детей активного применения усвоенных знаний и умений.

  1. Понятие «Аппликация» в художественно - эстетическом

развитии детей

В наше время занятия аппликацией с детьми очень актуальны, ведь первые впечатления о величине предметов, их форме и расположении в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому необходимо с самого детства заниматься развитием мелкой моторики. Это способствует формированию интеллекта у детей, готовит их к более быстрому овладению навыком письма. Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает, повышается познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению. Занятия аппликацией позволяют развивать умственную и речевую деятельность, способствуют формированию координации движений пальцев рук.

Аппликация (от латинского applicatio - прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов из бумаги, ткани или другого материала к основе, выступающей фоном для картинки [12].

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей. Поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ. Отличия есть только в форме представления этого вида работы [1].

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

                                         2. История аппликации

Одним из способов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста сегодня считается аппликация. Это уникальное направление творческой деятельности ребёнка, способное влиять на развитие творческих способностей дошкольников через призму различных психолого-педагогических подходов в образовательной деятельности в рамках дошкольной образовательной организации. Учёные М.А. Гусакова, В.Б. Косминская, И.Л. Гусарова обращали внимание на творческую деятельность дошкольников в аппликации. «Аппликация (от латинского слова application – прикладывание) – это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплений их на другом материале, принятом за фон» [15].

В данный момент аппликация рассматривается как наиболее эффективное средство для творческого развития дошкольников. М.А. Гусакова отмечает, что «аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания» [4].

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия, украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий, украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18-началу 19 веков.  В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева – мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани – настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликация геометрическими и аппликация криволинейными элементами [13].

Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических.

Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров.

Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев и цветов.

Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, игрушки.

Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а также для закрепления соломки на поверхности.

Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси в середине 20 века. Однако они исчезли.

Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В. Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли на основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-1970-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга и многие художники.

Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц.

Таким образом, современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и технологиями. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разрабатывают разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующихся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличают работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную лепку с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.

                                           3. Виды аппликации

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания [14].

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дереве»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи: вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие); выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу).

Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов; передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу); расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали); подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая). В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликации.

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические» растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

Накладная аппликация. Нужно задумать образ и последовательно создавать его накладывая и наклеивая детали слоями, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Это позволяет получить многоцветное изображение.

Обрывная аппликация подразумевает передачу своеобразия образа (кудрявое дерево, пушистый котенок). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 6-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка, а потом начать обрывать, то будет намного проще.

Мозаика или модульная аппликация – это вид аппликации, при которой образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. Для модульной аппликации в качестве основы могут использоваться вырезанные квадратики, кружки, прямоугольники, звездочки, просто рваные бумажки.

Ленточная аппликация – это способ, когда можно получить сразу много одинаковых изображений, связанных или разрозненных между собой. Для изготовления ленточной аппликации нужно взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезывать изображение.

Симметричная аппликация - это вырезывание образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. «Заготовку» (прямоугольник или квадрат нужного размера) сложить пополам, держать за сгиб и вырезать лишь половину изображения.

Геометрическая аппликация – это предметы, составленные частично или полностью из деталей геометрической формы и наклеенные на фон. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических узоров, орнаментов, когда необходимо разумное сочетание фигур, их цветов, размеров, форм, порядок чередования. Это очень результативное упражнение для развития логического мышления, творчества и фантазии.

Силуэтная аппликация - это вырезывание сложных силуэтов по воображаемому или нарисованному контуру. Но справиться с этим видом аппликации смогут те дети в возрасте 6-7 лет, которые умеют хорошо владеть ножницами.

Таким образом, подытожив вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Аппликация как вид изобразительной деятельности является отличным средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Разные приёмы работы в аппликативной технике дают возможность развивать у детей воображения. Работая над созданием нового образца, ребёнок может экспериментировать с бумагой, придумывать различные вариации совмещение с бумагой, фантазировать с образом. Также в работе с аппликацией развивается оригинальность в выборе замысла ребёнка, свободный выбор содержание работы. При работе в разных видах аппликации ребёнок учиться правильно передавать пространственное положение предмета и его частей, развивается пространственное мышление, память, глазомер.

4. Приемы вырезания и способы получения

изображения в аппликации

Обучение детей дошкольного возраста технике вырезания воспитатель осуществляет с средней группы. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезания: правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и вырезать предметы округлых форм. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Процесс этот длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но упражнения должны быть доступными и интересными. При обучении воспитатель использует информационно-рецептивный метод (обучающий).

 На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается полосочка. При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают».

Тематика занятий должна быть разнообразной (воспитатель использует игровые приемы. Например, из вырезанных полосок (как из узких, так и широких) можно составить изображение – солнышко, цветок, билеты для театра, чеки для игры в магазин, лесенка, скамеечка, ворота. Эти изображения дополнить силуэтами, которые помогают создать образ, например, кошка карабкается по лесенке, под воротами проезжает машина и т.п.). После таких занятий, одинаковый по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей (эвристический метод): из нарезанных цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и т.п.). На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок). С помощью аппликации дети изображают дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем и т.п. Квадратами и треугольниками дети украшают полоску – шарфик, полотенце; квадрат – ковер, салфетка; круг- тарелочка. Для выполнения декоративных работ дети получают небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев.

Наиболее трудный прием для детей – вырезание округлых форм. Отбирая предметные изображения, педагог учитывает посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, пирамидку и т.п. Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указания, иногда прибегая к образным сравнениям («начну вырезать овал с середины маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны так, чтобы уголок отпал»). Способы составления наиболее трудных изображений воспитатель демонстрирует на фланелеграфе. В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод – упражнение в том или ином способе, что помогает детям осмысленно подходить к приемам вырезания, закрепляет навыки и умения для создания изображения.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по обучению детей технике вырезания. Вводится симметричное вырезание, силуэтное вырезание, вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.

Обучая вырезанию предметов симметричной формы, воспитатель использует информационно-рецептивный метод, т.е. полный показ и объяснение способов вырезания. Для выполнения изображения используются простые формы, например, овощи, фрукты, листья, затем задание усложняется: вазочка, петрушка, бабочка, кукольные платья и т.п. При обучении целесообразны тренировочные действия, а в некоторых случаях «прорисовка» пальцем контура на листе бумаги, сложенной пополам (акцентируется внимание: обводится половина контура, другая половина закрывается листом бумаги). Так, постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети учатся сознательно использовать этот прием. На освоение вырезания одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, подбираются самые различные предметные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы, елочные игрушки. Широко используется прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Дети украшают узорами полоску (шарфик, полотенце, дорожка), квадрат (ковер, платок, салфетка, скатерть), круг (тарелка, поднос, салфетка, круглый коврик), треугольник (косынка, колпачок петрушки), готовые силуэты (фартучек, зонтик, чайник, шапочка и т.п.). При обучении силуэтному вырезанию воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движение ножниц. Получившееся изображение можно приклеить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть. Показ приемов вырезания в старшем дошкольном возрасте частичный, к показу воспитатель привлекает детей, что развивает их самостоятельность, активность.

Таким образом, разнообразные методы и приемы обучения технике работы с ножницами и технике вырезания воспитатель применяет в единстве и взаимосвязи.

5. Оборудование и материалы для выполнения

аппликационных работ

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями.

Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т.д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги [16].

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

             В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя – деревья [11].

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и, если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.

Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

Таким образом, виды аппликации в дошкольном учреждении могут быть традиционные и нетрадиционные. Нетрадиционные аппликации – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Традиционный материал для аппликации в детском саду это бумага.

6. Понятия «технические умения и навыки» в аппликации

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные умения и навыки, позволяющие справляться с различными жизненными и творческими задачами. Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями.

В аппликации технические навыки и умения – можно рассматривать как совокупность специальных способов и приемов, посредством которых исполняются разные изобразительные техники, основанные на вырезании, наложении, закреплении деталей на основе, принятой за фон, с использованием всевозможных материалов: различной бумаги, ткани, бересты, меха, соломки, высушенных растений, дерева и других природных материалов. Технические навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также совершенствуют процесс координации руки под контролем зрения.

В любом виде изобразительной деятельности важно развивать умения анализировать объекты, их размер, форму и цвет, чтобы потом передать это в рисунке, правильно располагать композицию в пространстве (например, на листе бумаги), сочетать цвета между собой. Не менее важны и такие умения, как принять цель деятельности, на элементарном уровне контролировать и анализировать себя, вовремя обратиться за помощью.

Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунка и аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности. Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей. Ещё в середине ХХ века Е.А. Флериной были разработаны игровые упражнения, способствующие наилучшему усвоению и закреплению умений детьми. Игровые упражнения, наряду с наблюдением предметов и явлений, рассматриванием образцов, показом приемов изображения и техники работы, рассматривались исследователем как основные приемы обучения изобразительной деятельности. Е.А. Флерина, признавая необходимость и возможность развития технических навыков и умений, а также творческих способностей детей в изобразительной деятельности и зависимость этого развития от воспитания, выдвинула основной принцип теории изобразительной деятельности: обучение – это единый учебно-воспитательный процесс, который не должен ограничиваться только образовательными задачами, то есть предполагается единство учебных и творческих задач  [27].

Т.С. Комарова также подчеркивает, что детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога [10]. Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развитии их творчества – это развитие умений. Воспитателю очень важно знать, как дети усваивают определенные программой воспитания и обучения знания, умения и навыки.

Ответ он получит с помощью анализа каждого занятия, отмечая, кто хорошо справляется с заданием, какие трудности испытывают некоторые дети, какая помощь им потребуется, кто не справляется с работой. Это хорошо видно по законченным работам детей – успел ли ребенок выполнить задание полностью, все ли детали и насколько аккуратно вырезаны, наклеены. Все эти показатели позволят оценить технические умения и навыки ребенка и, при необходимости, уделить отстающим больше внимания на последующих занятиях. По мнению Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.А.Лыковой, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, организация обучения, создание соответствующих педагогических условий, с учетом индивидуально-психологических различий, помощь взрослого способствует эффективному развитию технических умений и навыков дошкольников.

Аппликация – наиболее доступное и любимое детьми занятие, которое способствует эффективному развитию технических умений и навыков у детей дошкольного возраста [23].

 

Список использованных источников

                 Законодательные и инструктивные материалы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. – URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 11.01.2023).
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – URL:http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/  (дата обращения: 24.01.2023).
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.

                           Монографическая и учебная литература

4.Гусакова, М.А. Аппликация способностей: учебное  пособие для учащихся пед. Учащихся  по специальности. / М.А. Гусакова. – Москва:– 128 с. – (Образование ХХ1 век).

5.Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду / И.Л. Гусарова-Москва:– 64 с. – (Профессиональное образование).

6.Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования Т.С Комарова, А.И.Савенков,-2 изд., испр. и доп. -Москва: Издательство Юрайт ,  2023-96с. –(Профессиональное образование).-Текст: непосредственный

7. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л.Р.Болотина , Т.С. Комарова, С.П. Баранов.-2-е изд., перераб, и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023.-218с. .-(Высшее образование).

          8. Дошкольная  педагогика. Эстетическое  воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов/ Е.А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е.А. Дубровская ,С.А Козловой.-2 изд., испр. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023.-179 с.-(Высшее образование).  

9.Дубровская, Н.В. Аппликации из природных материалов / Н.В. Дубровская. – Москва: Астрель, Сова, 2012. – 128 c. – (Образование ХХ1 век).

10,.Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 192 с. – (Образование ХХ1 век).

11.Новикова, И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду: Средняя, старшая и подготовительная группы / И.В.Новикова. - М.: Академия развития, 2017. – 114 c. – (Профессиональное образование).

12.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное Пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, [и др.]; –Москва:– 253 с. – (Профессиональное образование).

13. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду/А.М. Башарина. - М.: Академия развития, 2010. - 128 с.

14.Богатеева 3. А.Занятия аппликацией в детском саду: Книга  для воспитателя детского сада.— Москва: Просвещение, 1988.—224 с

15. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учебное  пособие для студентов высших учебных заведения / Д. Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.

16. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет / А.Н. Вовикова. - Москва: Стрекоза, 2010. - 20 с.

17.Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа / С.К. Вохринцева. - Москва: Страна Фантазий, 2011. - 33 с.

18. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А. Грибовская. - Москва: Скрипторий, 2010. - 16 с.

19. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А. Грибовская. - Москва: Скрипторий, 2011. - 152 с.

20.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - Москва: Академия, 2000. - 344 с

21.Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н. Доронова. - Москва: Просвещение, 2008. - 192 с.

          22. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - Москва: Владос, 2008. - 255 с.

23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : [учебное пособие для педагогических училищ по специальностям 2002 и 2010 / доктор педагогических  наук Н.П. Сакулина  [и др.] ; - Москва : - 272 с.

24.Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Средняя группа. - Москва: Корифей, 2010. - 96 с.

          25. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов  учреждений средних профессиональных  образования / С. В. Погодина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011 — 352 е.,

26.  Удина Е.Н. Обучение аппликации в игре  учебно-методическое  пособие / Е.Н. Удина. – Севастополь: Сев ГУ, 2019 - 138 с.

         27.Е.А. Флерина   Игра и игрушка :пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией Д.В. Менджерицкой. -Москва.

        28. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г.С. Швайко. - Москва: Владос, 2011. - 75 с.

                        Справочно-информационные материалы

         29.Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - Москва: Современное слово, 2010. - 720 с.

30.Тишкова Л.П. Рекомендации по написанию курсовой и дипломной работ: методические материалы для преподавателей и обучающихся учреждений среднего профессионального образования/Л.П. Тишкова .-Курган, 2019.-42с.