Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога.

Трифонова Марина Михайловна

Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов  музыкотерапии

в работе педагога-психолога.

 

            Музыка  окружает нас во всех сферах жизни. С определенной музыкой мы растем, взрослеем и она как нечто что-то особое всегда рядом с нами.У каждого есть свои предпочтения и направления. И нет сомнений в том, что музыка задевает наши струны души, влияет на наше настроение, а значит прямым образом влияет на эмоции.  С древних времен известно, что музыка оказывает  умственный и физический эффект на любой организм.

              Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия  музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию  во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

           " Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую  боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни".

             Большое значение музыке , как силе лечения, в воих эксперементальных исследовниях, придавали С.С.Корсаков. В.М.Бехтерев и другие известные русские ученые.

             Музыкатерапия-это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное лечебное воздействие музыки  на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкатерапия, в коррекционой и профилактической   работе  педагога-психолога, позволяет решить ряд психоэмоцинальных проблем у детей: преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, настроить, активизировать,заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять  его увлекательным делом-музыкальными играми,пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Музыкотерапия обеспечивает гармонизацию в состоянии ребенка:снимает мышечное  напряжение и повышает подвижность и координацию тела.Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно,сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибрации.

 Музыкатерапия понижает умственную усталось, повышает эмоциональный тонус , бодрит, раскрепощает, поднимает настроение.

 За очень короткое время, подобно   вспышки лампочки, музыка мгновенно может повлиять    нетолько на психоэмоциональный фон , но и  на работоспособность познавательных процессов у детей.  

В книге " Ускоренное обучение с музыкой" Т. Уайлера и У. Дуглас говорят:  " Музыка -это ускоренное шоссе к памяти".

Музыка улучшает память и обучаемость. Если во время занятий использовать фоном произведения средневековых композиторов, то это повысит концентрацию внимания  и настроит восприятие на определенный лад. 

  Музыка-это внутренний ключик к моторчику двигателя внутри ребенка. Музыка способна на творить "маленькие чудеса" в жизни детей.  Неторопливая музыка земедлит дыхание и сделает его еще более глубоким. Быстрая  и ритмичная заставляет  дышать чаще. 

Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга,активизируя умственную деятельность,что является   важным для интеллектуального развития ребенка-дошкольника. 

Палагаясь на эти знания, я как педагог-психолог,  использую на занятиях, на постоянной основе, музыкальный свой архив.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использую этот метод в коррекционной работе. Считаю его оригинальным и эффективным .

С гиперактивными детьми занятия проходят под спокойную музыку. С детьми зажатыми происходит все наоборот.

У каждого ребенка есть своя любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. По просьбе детей звучат их любимые музыкальные произведения. А педагог-психолог знает, что все что близкое и очень знакомое, благотворно влияет на психику ребенка.  Это очень сближет педагога и ребенка,  является призывом к общению, раскрепощает и заставляет ребенка подпевать, двигаться  и улыбаться...

 Сегодня современные ученые  выделяют музыкальные  произведения, которые положительно влияют  на  эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например: 

 - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:  «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; Григорианские песни.

- для уменьшения раздражительности, успокоения – «Лунную сонату» Л.Бетховена,  «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку  А.Вивальди и В.А.Моцарта;

- прослушивание музыки Моцарта может вызвать улучшение умственной работы, и в раннем детстве воздействие классической музыки Моцарта оказывает благотворное влияние на умственное развитие. «Эффект Моцарта»

- для общего успокоения –  «Колыбельные»  И.  Брамса,   «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского

-для повышения мышеченой работоспособности-Маршевая музыка;

- для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом должны слушать беспокойные дети. А заторможенным, вялым детям с плохим аппетитом необходимо слушать музыку в темпе «алегро», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции, «Каприз №24» Н.Паганини, «Весна священная» Стравинского….

- Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера;

-для активизации чувства любви к ближнему-Музыка композиторов романтиков ( Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт);

для активизации сердечной мышцы, для развития чувства сострадания-П. Чайковский,М. Глинка и муз. произведения где звучит скрипка, виолончель и гитара.

 

На занятиях с использованием светового планшета, я использую чаще фоновую музыку, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие. 

Рекомендации по применению музыкатерапии в коррекционной групповой  работе с детьми :

1) использовать для прослушивания можно только то произведения,которое нравится абсолютно всем детям;

2 )лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;

3) продолжительность не более 10 минут.

Дополнительный список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
  • Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
  • Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.