ГОВОРЯЩЯЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Малькова Екатерина Сергеевна
ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С.Макаренко. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования нацеливает педагогов на искания благоприятных условий для всестороннего развития детей; определения и применения эффективных средств и методов обучения и воспитания. Дошкольное образование обогащается новым развитием способностей манипулированием информацией, на индивидуализацию образовательных программ. Все это побуждает педагогов к инновационной деятельности, к поиску новых творческих идей, профессиональной самореализации в работе. Опыт многих ученых в исследовании дошкольного образования показывают, что современный образовательный процесс в ДОУ требует инноваций образовательной деятельности. Это говорит о том что, в педагогические процессы дошкольных образовательных учреждений должны быть введены множество взаимосвязанных между собой и согласованных новшеств, с помощью которых дошкольные образовательные учреждения смогут достигать более высоких результатов в воспитании и развитии детей. По мнению, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПУ, Н. В. Микляевой, выделены перспективные направления в инновационном развитии дошкольного образовательного учреждения, в числе которых ‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении. Не будем забывать, что грамотная организация ППРС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации группы. В нашей группе мы используем одну из современных технологий, это технология «говорящей среды» и «говорящих стен», которая позволяет эффективно использовать пространство группового помещения. Говорящая среда - ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Что же такое «говорящая стена»? Ее смысл заключается в том, что ребёнок, получает не только обходимую ему информацию, но и имеет право выбора в планировании своей деятельности и использования в полном объёме информационного ресурса. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно – развивающей среде группы. Это - магнитные полоски, доски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, игры, игровые фишки различные тематические картинки. В начале каждого учебного года перед нами стоит задача – как оформить групповую комнату так, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. В нашей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Развивающие стены находится в каждом центре активности и большая часть материала, направленна на развитие логических цепочек, причинно - следственных связей, развития речевого аппарата, развития мелкой моторики, составления предложений и целых рассказов и многое другое, все это способствует запуску и развитию речи не только у детей имеющих проблемы в речевом развитии, но и норма типичных. «Говорящая стена» выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. Говорящая среда прослеживается и в раздевалки. На шкафчиках расположены кармашки, куда дети могут помещать рисунки, поделки т.д. Также размещен лист где дети могут оставить свои записи настроения или, например, сердечко на удачу. Интересным моментом можно сделать набор карточек приветствия с воспитателем. Ребенок выбирает один из вариантов или вносит свой вариант и таким образом здоровается с воспитателем и друзьями по группе.