Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим) экологическая тропа по тема: «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»

Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим) экологическая тропа по тема: «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»

Программное содержание:

Познакомить с разными породами деревьев, их солнцем;

Закрепить знания о строении деревьев ;

Формировать представления о неоценимой пользе деревьев;

Развивать у детей представление о деревьях, как о живых существах питание, рост, дыхание;

Воспитывать любовь и бережное отношение к деревьям как к живым существам;

Учить различать деревья по коре, кроне;

Словарная работа: кора, дышат, растут, питаются, колышет, рыхлят.

Учить правильно строить предложения, заканчивать начатую мысль.

Предварительная работа: написать письма от сказочного персонажа- хозяина тропы Боровичка и деревьев, развесить бумажные листья на деревья, конфеты. Вместе с детьми приготовить подарки деревьям, имеющие функциональное значение, причем каждый ребенок должен объяснить, почему он собирается дереву подарить именно этот подарок.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем выходят на экологическую тропу.

Хозяин нашей тропы Боровичок пригласил нас в гости. Вот какое письмо он прислал.

«Дорогие мои друзья!

Я приглашаю вас в гости к себе и к моим верным друзьям - деревьям.

В конце тропы вас ждет сюрприз, но сначала вы должны ответить на вопросы клена, березы и рябины и выполнить все их просьбы-задания, которые вы найдете в письмах, а письма спрятаны на деревьях. Деревья приготовили вам подарки и ждут подарков от вас.

Итак, путешествие в гости к деревьям начинается. В путь, друзья мои! Желаю удачи! Я буду наблюдать за вами и в конце путешествия по тропе покажусь вам. Ваш Боровичок».

- Ну что, пойдем по тропе? Хорошо! А кто из вас видит клен? Правильно, вот он. Как вы его узнали? А теперь отыщите на нем письмо.

(дети находят дерево, спрятанное в его листьях или ветвях письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает, дети выполняют задания клена и отвечают на его вопросы по ходу чтения письма).

Письмо клена

«Здравствуйте, ребята! Я очень рад вам, потому что очень люблю, когда ко мне приходят в гости. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети окружают клен и берутся за руки). Правда я большой ? А теперь давайте померяемся силой: попробуйте меня вытащить из земли! Ну, кто из нас сильней? Конечно, я! А теперь подумайте и скажите: что меня в земле держит? (корни, а для чего они нужны?)

- чтобы пить воду из почвы.

- Скоро наступит зима, будет холодно и выпадет снег. Не забывайте насыпать снег к моим корням, чтобы я не мерз, а весной досыта напился воды. Потрогайте мою кору руками, погладьте ее, посмотрите какого цвета - запомните, какая она на ощупь, какого цвета. Постойте тихо-тихо, и послушайте, как шелестят мои листья, ветки, - это я разговариваю с вами. А почему они шелестят? (колышет ветер). И последний вопрос: почему ко мне так любят прилетать птицы? Что же на все мои вопросы вы ответили правильно. Значит вы любите меня, и знаете, что нужно дереву для хорошей жизни. За это и на память о нашей встре5че я подарю каждому из вас по листочку. До свидания! Приходите в гости! «Ваш клен» (Воспитатель снимает с дерева лисья бумажные и раздает их детям. А ведь мы с вами тоже приготовили подарки для клена, доставайте их. ( дети по очереди дарят клену подарки объясняют, почему они дарят именно это. Вручив подарки, дети, вмести с воспитателем отправляются на поиски березы. Далее сценарий встречи с деревом повторяется: дети ищут дерев, объясняют как они его нашли, по каким признакам; находят в нем письмо, воспитатель читает его,по ходу их чтения дети отвечают на вопросы, выполняют задания, потом получают от дерева подарки и вручают ему свои, Объясняя их значение.

Письмо березы

«Милые мои, славные дети, наконец-то вы ко мне пришли. Уж кая я вас ждала, как ветвями качала, листочками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Давайте здороваться! (дети обнимают березу). Погладьте мою кору, понюхайте ее: чем мы с кленом похожи? А чем отличаемся? А как вы докажете, что мы с кленом деревья, а не кустарники? (у дерева один ствол, а у кустарников много, и он гораздо тоньше, меньше). Какие вы молодцы, все-то вы знаете! Но у меня к вам есть еще одна просьба: очень мы любим послушать песни или стихи, на посвященные. Не могли бы вы уважить меня и что нибудь спеть? (дети встают в хоровод вокруг березы и поют песню о ней) . Спасибо! Возьмите на память о нашей встречи по одному листочку

и приходите ко мне почаще, я буду вам очень рад. До свидания!»

Воспитатель дополняет письмо березы:

- Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой, трогательной и нежной. Прекрасна береза в любое время года: осенью- в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее, летом - длиннокосая, кудрявая, весной - ослепительно-белая на фоне изумрудной травы. (рассказ сопровождается рассматриванием картинок, изображающих березу, чтение стихов).

Но испокон веков береза радовала людей не только своей красотой. Много пользы она приносит нам с вами. О целительнное средство, используя как лекарство при разных заболеваниях, а еще из березы изготавливают мебель, плетут корзины, вяжут веники, делают краски, черила. Березовые дрова зимой не заменимы: они горят долго и дают много тепла.

Подумайте и скажите: что каждый из вас может сделать, чтобы берез стало больше, чтобы они радовали нас своей красотой и приносили пользу? ( не ломать молодые деревца, посадить хотя бы одно дерево.)

А теперь давайте найдем рябину.

Письмо рябины

«Я очень рада вашему приходу. Погладьте меня: я так люблю ласку и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой или царапают ножом. Мне бывает и больно, и обидно, когда ко мне плохо относятся. А теперь посмотрите внимательно на мои ягоды, листья. Какие они? (круглые, гроздями, оранжево-красные, красивые, ажурные, сквозь них видно небо). А кто знает, почему меня любят птицы? И какие именно? ( ответы детей).

Когда мои ягоды становятся вкусными и пригодными для еды? (после заморозков). Кто знает стихи обо мне? (дети читают стихи о рябине)

А теперь попробуйте палкой землю. Твердая? Сырая? Сырая - это хорошо! Дождик полил, выпадет снег, мне будет тепло зимой, а весной будет много ягод, которыми так любят лакомиться птицы, остающиеся у нас на зиму. Кто вспомнит, кто знает как их называют?

И последний вопрос: червяки, которые ползают по земле, в земле, враги или друзья? ( друзья, потому что они рыхлят почву).

Молодцы, мои славные путешественники, берите мои ажурные листочки, и не забывайте обо мне»

- Мы с вами отвечали на все вопросы, выполняли все просьбы и задания деревьев. Я, думаю, Боровичок должен быть нами доволен. Где же он?

(из за деревьев появляется Боровичок).

Боровичок: Да, дети, порадовали вы хозяина тропы старого Боровичка. Слышите, деревья совсем иначе шуршат ветвями, колышат листьями: настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями…. Поднимите свои ветки-руки и пошевелите листьями-пальцами. А теперь помахайте листьями, которые подарили вам деревья. Слышите, какой ветер поднялся? Расставьте ноги пошире, представьте, что это ваши корни… Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да, замечательные деревья выросли на моей тропе! Но пора опять превращаться в людей, поиграть в игры:

Дидактическая игра: «Беги к дереву, которое я назову».

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель:

- У березы листья маленькие, а у клена ….

- У тополя листья ровные, а у рябины ….

- У рябины ствол коричневый, а у березы ….

- У березы ствол тонкий, а у дуба …

- У ели ветви вниз, а у сосны …

- У клена-листья, а у сосны-….

Боровичок: А теперь ждет мой главный сюрприз-волшебное дерево. Как вы думаете, есть деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы? Не знаю как где, а в моем волшебном царстве-государстве такое дерево есть. Ищите его! (дети находят сюрпризы приготовленные для них, благодарят Боровичка, провожают его, прощаются с ним.

Воспитатель: Вот и закончился наш поход в гости к деревьям. Понравился он вам? А сейчас мы вернемся в группу и нарисуем наших новых друзей - клен, березу, рябину.