Актуальность процесса трудового воспитания детей в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность процесса трудового воспитания

детей в старшем дошкольном возрасте.

 

Воспитатель: Часовских Н.Н.

 

    "Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека". В.А.Сухомлинский

     Вопросы трудового воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день являются актуальными. Труд всегда рассматривался одним средств воспитания и необходимым условием для творческого развития личности.

    Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» ставит перед педагогами задачи, связанные с «формированием у детей активной позиции – наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за нее».

    В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» — это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

1.Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

2.формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;                                                                                                              3.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;                                                                                    4.формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:                          •самообслуживание,                                                                                                         •хозяйственно-бытовой труд,                                                                                               •труд в природе,                                                                                                                  • ручной и художественный труд.                                                                                    В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельной трудовой деятельности. Основным видом труда в средней группе остается труд по самообслуживанию.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание). Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки воспитывать привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд.

Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.). Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготавливают из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов.

    Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

    Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

   В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют, участие в домашнем труде имеет важное значение. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества.

Родители для ребенка являются более авторитетными в сравнении с педагогами, ребенок испытывает к ним большее доверие и придает большее удельное значение их словам и поступкам. Чрезмерная опека над ребенком, отстранение его от любого типа работы, приоритет развлечений над помощью взрослым, стремление помочь ребенку и выполнить за него поставленные задачи формируют в ребенке такие качества, как: Нерешительность; Лень; Неряшливость; Отсутствие интереса к делу; Безответственность. Попадая в иную среду (детский сад, школа), ребенок испытывает сильнейший стресс, так как он становится активным участником трудового процесса, который для него носит обязательный, навязанный характер. Ребенок не понимает, почему он должен выполнять поставленные задачи. Ввиду отсутствия должного трудового воспитания в семье, часто дети замыкаются в себе, плохо идут на контакт с педагогами

    Особенностью процесса нравственно-трудового воспитания в детском саду является чувство коллективизма. В отличие от семейного воспитания, где ребенок единолично окружен родительской заботой и опекой, в саду ребенок является частью коллектива, а так приобретает навыки работы в команде, распределения обязанностей, постигает важность таких принципов, как взаимопомощь и выручка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.

Таким образам, актуальность проблемы к труду, развития субъективности детей обусловлено том, что дошкольный возраст рассматривается сензетивный период формирования начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда. Является фактором успешного социализации дошкольника в современном мире.

Е суть сводится к тому, что в дошкольный период детства, можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (Умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий)

Труд – это  основа самореализации личности, пробуждения к ней творческого начала.

Педагоги ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.

    В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.