Конспект по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшей группы "Расскажем медвежонку, что такое зима".

Поднозова Тамара Ивановна

      Конспект по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

                             с детьми старшей группы

               «Расскажем медвежонку, что такое зима»

Цель: формирование связной речи детей с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

1 Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;

2 Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;

3 Развивать память мышление воображение, развивать творческую фантазию, в

процессе ТРИЗ - игры «Хорошо - плохо»;

4 Упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов

зимы и лета;

5 Развивать связную речь, речевое дыхание, расширять и обогащать словарный

запас детей.

6 Сформировать умение составлять текст-описание, используя мнемотаблицу.

7 Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

 

Средства:

  • игрушка –медвежонок,
  • снежинки,
  • мнемотаблица «Зима»

Способы:

  • Организационный момент.
  • Сюрпризный момент – приход медвежонка.
  • Игра «Данетка»
  • Мотивация
  • Беседа о зиме
  • Игра «Что бывает летом, а что – зимой»
  • Физкультминутка
  • Игра со снежинками
  • Артикуляционная гимнастика
  • Составление рассказа о зиме с использованием мнемотаблицы
  • Рефлексия

 

                                                       Ход :

  1. Организационный момент.

(Дети стоют в кругу.)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и подарим свои улыбки друг другу.

  1. Сюрпризный момент - приход медвежонка.

Воспитатель: У нас с вами сегодня необычный гость, но прежде чем он появится, вы

попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу: наш гость не

является человеком.

Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать «Да - нет», а

ответы помогут вам угадать нашего гостя.

3.  Игра «Данетка»

- Это игрушка?

- У него есть шерсть?

У него есть хвост?

- Это домашнее животное?

-Он рычит?

-Он сладкое любит?

-Он дикий животное?

-Это медведь?

Воспитатель: Вы отгадали, это медведь.

  1. Мотивация

Медвежонок: Здравствуйте ребята!

Мама мне сказала, зимой я должен спать

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?

Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку, расскажем ему про зиму?

Дети: Расскажем.

  1. Беседа о зиме

Воспитатель: Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети

расскажут о зиме.

Воспитатель: Но сначала ребята отгадайте загадку

Если падают снежинки,

Словно белые пушинки

И порошей с крыш метёт,-

Значит, встречи кто-то ждёт.

Кажется, спешит сама

В гости матушка …

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, вы любите зиму. А за что вы ее любите?

Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.

И в снежки играть можно. Лепить снежную бабу.

Наблюдать за снегопадом.

Воспитатель: Неужели все так хорошо зимой? Или что-то все таки плохо?

 Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться, упасть.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

Воспитатель: Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.

Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы с вами поиграем.

  1. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».

Воспитатель: Я будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

- Летом день длинный, а зимой - короткий.

- Летом солнце высоко, а зимой - солнце низко.

- Летом гуляют на улице много, а зимой – мало.

- Летом - жарко, а зимой – холодно.

- Летом на деревьях листья, а зимой – деревья голые.

- Летом земля покрыта травой, а зимой снегом.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь давайте немного с

вами отдохнем.

  1. Физкультминутка «Солнце землю греет слабо».

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

  1. Игра со снежинками

Воспитатель: Ребята, представьте себе, к вам на варежку упала снежинка.

Попробуйте ее сдуть (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный

прерывистый выдох).

  1. Артикуляционная гимнастика.

(дети слушают аудио запись)

Воспитатель: Ребята, что это за звуки?

Дети: вьюга, хрустит снег, дворник сметает снег?

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас и покажем как же завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Медвежонок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но моя

мама никогда не видела зиму, а я не знаю, как ей о зиме рассказать. Вы ребята,

поможете мне?

  1. Составление рассказа о зиме с использованием мнемотаблицы.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить

рассказ о зиме. А чтобы мы ничего не забыли, нам помогут картинки.

(мнемотаблица «ЗИМА»).

Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный

снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и

снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.

Медвежонок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли, теперь я знаю, какая зима!

До свидания ребята!

  1. Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

- Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?

-Что было трудного в заданиях?

- Вы все старались и были просто молодцы.