Алалия и ее разновидности.

Сингурова Елена Владимировна

Здравствуйте уважаемые родители!

 

Продолжаю цикл статей на тему повышения знаний родителей в речевых патологиях у детей!  В предыдущих статьях мы уже рассмотрели:

В 1 части о том насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы.

Во 2 части о распространенных ошибках родителей, пагубно влияющих на речевое развитие ребенка.

В 3 части ознакомление с частью речевых патологий (Дислалия, Дизартирия, Тахилалия) и насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы.                                              

 В 4 части продолжаю знакомить с речевыми патологиями (ФФНР, Диспраксия) расскажу чем отличается Диспраксия и Дизартрия и напомню о важности своевременной и регулярной коррекции.                                           

В 5 части знакомлю с такими нарушениями как ЗРР- Задержка речевого развития, ЗПРР- Задержка психоречевого развития.

В этой 6 части хочу познакомить с такой речевой патологией как Алалия и ее разновидностями.

 

Алалия

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Не формируется система языковых средств: фонематических, грамматических, лексических. Наблюдаются грубые смысловые дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия — органическое нарушение. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Алалия наблюдается у детей с сохранными физиологическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную, сенсорную и сенсомоторную. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

       Сенсомоторная алалия смешанная форма речевой патологии, сочетающая элементы моторной и сенсорной алалии. Это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений. Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.

         Успешность коррекции этого грубого нарушения речи напрямую зависит от того, как быстро она была начата. Прогноз будет благоприятнее, если лечение началось в возрасте до 3-3,5 лет. В случае отсутствия соответствующий коррекции есть большая вероятность формирования вторичной задержки психического развития. Такие дети обучаются только в условиях коррекционной школы.

 

Учитель-логопед                                            Сингурова Елена Владимировна