Универсальные дидактические игры

За квартал декабрь-февраль, были пройдены лексические темы:

  • Дикие животные и их детеныши
  • Животные жарких стран
  • Птицы
  • Игрушки
  • Зима. Зимние явления
  • Пожарная безопасность
  • Зимние забава

На наших занятиях мы освоили новы комплекс артикуляционных упражнений «Утро с котиком Музиком». Упражнения и четверостишья представлены в блоге.

По каждой теме мы использовали интересные дидактические игры, направленные на отработку и закрепление речевого материала. Существуют универсальные игры, применять которые можно не зависимо от заданной темы.

«Мяч бросай и животных называй».

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко

фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель:  расширение  словарного  запаса  за  счет  употребления

обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые

и видовые понятия.

Методика  проведения:

  • Вариант  1. Ведущий называет  обобщающее

понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч

ведущему,  должен назвать  относящиеся  к  этому  обобщающему  понятию

предметы.

Ведущий: дикие животные (Севера, жарких стран). Дети: медведь, лиса, заяц, волк, кабан

  • Вариант  2.  Ведущий называет  видовые  понятия,  а ребенок  –

обобщающие слова. Ведущий: синица, воробей, ворона, сорока. Ребенок: зимующие птицы.

 

«Объясни и исправь»

Цель: развитие  понимания  и  активизация  слов  с  обобщающим

значением,  развитие  понимания  родовидовых  отношений  между  словами

(развитие понятийного аспекта значения слова).

Методика  проведения:  Ведущий  произносит  предложение,  в  котором

родовые слова (слова с обобщающим понятием) использованы неверно:

  • У Кати кукол больше, чем игрушек.
  • Овощи вкуснее помидоров.
  • Шкаф выше мебели.
  • Оля собрала цветов больше, чем ромашек.
  • У зайца уши длиннее, чем у животных.
  • В вазе ягод меньше, чем клубники.

Детям дается задание заменить обобщающее слово словом конкретного

значения, например: «У Кати кукол больше, чем машинок».

 

«Потому что»

Цель:  активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие

понятийного аспекта значения слов).

Методика проведения: Ребенок выбирает верный вариант из предложенных ведущим и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

  • Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай

(овощей, фруктов, цветов).

  • Дети  ходят  в  зоопарк,  потому что  любят  (насекомых,  животных,

цветы).

  • Миша  намочил  рукава,  потому  что  старательно  вымыл  (посуду,

электрические приборы, мебель).

  • В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели,

обуви, транспорта).

  • Паша  быстро  починил  стул,  потому  что  он  умеет  обращаться  с

(животными, инструментами, продуктами).

Для этих игр не нужно выделять специальное время и место. Можно поиграть с ребенкомо по дороге в детский сад, в машине, перед сном.