Организация и проведение совместной игровой деятельности с детьми ЗПР «Волшебница вода»

Конспект открытого занятия в группе «Звуковичок»

Организация и проведение совместной игровой деятельности с детьми ЗПР «Волшебница вода»

Цель:Создавать условие для совместной игровой деятельности с детьми с помощью экспериментной деятельности.

 Образовательные:

-побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

- уточнить представления детей о свойствах воды (запах, вкус, прозрачность, способность отражать предметы);

Развивающие:

-развивать внимание,память,зрительноевосприятие,логическоемышление.связную речь;

-развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

- создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию.

Оборудование: глобус,термос,раковина,зеркало, емкость большая с водой;ледяныекораблики,вареноеяйцо,соль,две маленькие емкости с водой, телевизор для показа презентаций, сюрпризы для детей.


 

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; загадывание загадок о воде; просмотр сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; чтение рассказов и стихотворений о воде.


 

Ход образовательной деятельности:

Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

Если на карту Земли посмотреть

Земли на земле всего одна треть...

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться - вода!


 

Воспитатель:  ребята, посмотрите, что это?

 (Воспитатель показывает глобус)

Дети: Глобус.

- Посмотрите на глобус.А что мы можем увидеть на глобусе?

Примерные ответы детей

- Страны, города, океаны, моря и т.д.

Воспитатель: а как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?   

Правильно, все реки, озера, моря и океаны на глобусе обозначены голубым цветом.

На нашей планете 5 океанов, 30 морей и множество рек, озер. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода. Потому что на нашей планете самое главное богатство – это вода. Жизнь есть только там, где есть вода! А вода – это ручейки, реки, озера, моря и океаны.


 

Воспитатель:  ребята, а где можно встретить воду?

 Примерные ответы детей: 

- Вода есть в кране, в тучке.

- Вода есть в бассейне.  

- Вода есть в луже, в организме.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете.  Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в новое путешествие. Куда? Сейчас вы отгадаете.Посмотрите,что у меня в руках?(раковина).Пусть каждый послушает раковину и передаст другому.

-Что вы услышали?(шум).Что за шум?(шум моря).Как вы думаете,где я взяла такую раковину?(правильно на море)

-.А сейчас я приглашаю васотправиться в путешествие по морю.


-Мы отправляемся путешествовать по Черному морю на ком виде транспорта,посмотрите ребята?(водный вид транспорта,на корабле).

Нам нужна команда бесстрашных моряков.Согласны стать моряками?(да)

-Посмотрите у меня есть фуражка,я буду капитаном.А вы-моя команда отважных моряков.

Ребята,прежде,чем отправиться в путешествие нужно будем пройти инструктаж,правила поведения на воде:

-Надеть матросскую форму(Матросские воротники и бескозырки)

-Научиться плавать

-Не ходить на солнышке без головного убора.

-Не бросать в воду опасные предметы.

-Не лежать долго на солнышке,можно обгореть.

 Занимайте свои места и нам пора отправляться в плавание. (Дети рассаживаются на стульчики).

В:Поднять якорь!Полный вперед!

 Воспитатель: Знаете, почему это море называют Черным? (Ответы детей).   Предлагаю вам посмотреть на экран.                                                                     (показ презентации)

В:Ребята посмотрите,что это за бортом?Посмотрим в бинокль…Ребята там сундук с сокровищем.(дети достают сундук)

-Но открыть мы его сейчас не сможем,отправимсядальше,позже придумаем как нам справиться с нашим сокровищем.


 

-Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатерью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос).

Ух ты! Откуда здесь взяться термосу? Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть? Сейчас откроем и проверим. Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть?

-(дети)нет.

- Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые. Вы позволите мне его открыть? (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(Вода при нагревании превратилась в пар)

В:- А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?

В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)(ПАР ОХЛАЖДАЕТСЯ И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОБЛАКА И ТУЧИ).

Отлично ребята!Молодцы!Предлагаю отправиться дальше.

-Полный вперед!!!

-Ребята,сейчас мы отправимся в самый маленький,холодный и несоленый океан,Ктознает,как он называется?(Северно-Ледовитый).Я предлагаю вам посмотреть презентацию.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

-Ребята ,посмотрите что это?Какие интересные кораблики.Из чего же они?(изо льда).Предлагаю вам опустить кораблики в таз с водой и посмотреть поплывут они или утонут.

-Что мы наблюдаем?Кораблики плавают на поверхности.

- Почему так происходит, как вы думаете? (дети делают предположения) Мы с вами знаем, что лед – это замерзшая вода. При замерзании воды, пузырьки воздуха оказались «в ловушке», внутри льдинки. И не выходят из нее. Вот почему огромная и тяжелая льдина, наполненная пузырьками воздуха, не тонет в океане.Ребята ,посмотрите один кораблик совсем необычный,внутри у него ключик.Нам нужно дождаться,когда кораблик растает и мы сможем ключиком открыть наш сундук с сокровищем.

Вывод: При замерзании воды, пузырьки воздуха оказались «в ловушке», внутри льдинки. И не выходят из нее.


 

-Ребята,ясмотрю,вамхолодно,предлагаю вам согреться.Чтобы нам не замерзнуть,что нам нужно сделать?(попрыгать)

Физ-минутка:

Дуют ветры ледяные (дети машут руками над головой)

Горы снежные, крутые (встать на носочки, руки сделать «домиком» над головой) Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли (обнять себя руками)

Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны) Этот снежный материк (хлопают в ладоши на уровне груди)

_Возвращаемся на свои места и отправляемся дальше.Предлагаю вам отправится в путешествие по реке.Полный вперед!


 

На берегу, какой реки стоит наш город Саратов?(Волга)


 

Воспитатель:  Дети, сегодня я хочу рассказать вам о реке Волге.Посмотрите на экран.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

-Ребята,как вы думаете в Волге пресная или соленая вода?Сейчас проверим.Перед вами стоит два стакана с водой,Возьмите один стакан ,попробуйте воду(вода пресная).Во втором стакане(попробуйте вода соленая).В реке Волга вода пресная.


 

Возьмем яйцо и опустим его в простую воду. Что произошло?

 (ответ)

Верно, яйцо опустилось на дно. Теперь опустим другое яйцо в емкость с соленой водой. А что сейчас происходит с яйцом?.

Яйцо плавает на поверхности.

Как вы думаете, почему так произошло?

(ответы )

Какой можно сделать вывод?

(ответы ) Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Вывод: в соленой воде плывучесть легче .


Молодцы ребята!Давайте расскажем, о каких  свойствах воды мы сегодня узнали.

Ответы детей.

- Вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Лед -это тоже вода, лед-это твердое состояние воды

- Пар-это тоже вода.(парообразное состояние воды)

- Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.

Ребята давайте посмотрим ,что же случилось с одним из наших кораблей?!Посмотрите на дне лежит ключик.Это же ключик от нашего сундука с сокровищем.Предлагаю вам открыть сундук!

(Угощения для детей-морские камушки)