Влияние нейрогимнастики на развитие детей раннего дошкольного возраста

Игнатьева Анна Валерьевна
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя нейрогимнастические упражнения, ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А так же активируется развитие речи. Но самое главное происходит синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга. Правое полушарие, отвечает за действие левой половины тела, т. е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует восприятие музыки, танцы, изобретения, восприятия живописи, воображения. Левое полушарие отвечает за математику, речь и языки, чувства, письмо, логику. При регулярном выполнении нейрогимнастических упражнений: улучшается функция долгосрочной памяти; обеспечивается более быстрое восприятие и обработка информации, которая поступает из окружающего мира; повышается физическая и умственная работоспособность; активируется мыслительная активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций; развивается более активная подвижность кистей рук; стимулируется развитие мелкой и крупной моторики пальцев верхних конечностей; ускоряется процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений; снимается нервное напряжение и усталость мышечной системы; предотвращается развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства и т.д. Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. Нейрогимнастика наиболее эффективна в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения. Нейрогимнастические упражнения классифицируют на несколько видов: дыхательные — снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями; двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения; глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы; растяжка — снимает напряжение, тонизирует и помогает подготовить руку к письму; для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта; артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития; массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса. В нашей работе с детьми раннего возраста элементы нейрогимнастики присутствуют во всех занятиях. В этот период (2-3 лет) у детей активно развивается речь, поэтому игры и упражнения для крупной и мелкой моторики и правильной артикуляции важны уже в этом возрасте. Если у малыша не получается повторить все движения, то необходимо проводить работу «рука в руке», то есть взять ладошки ребенка в свои руки и выполните все движения вместе. Когда ребёнок запомнит порядок действий, можно попробовать сесть напротив него и выполнить их одновременно. На своем опыте могу отметить, что большую часть детей первую половину года (в период адаптации) мало понимают, что от них требует педагог, и приходиться выполнять все действия «рука в руке». Со второй половины учебного года детки с большим удовольствием начинают выполнять нейроупражнения. Вот несколько примеров упражнений для детей в возрасте 2-3 лет, которые используются ежедневно в моей работе: «Ладушки» Хлопок — хлопок двумя руки, хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой на нарисованной ладошкой на плакате, хлопок — хлопок левой рукой с левой рукой на нарисованной ладошкой на плакате. Постепенно можно наращивать темп и добавлять новые комбинации. «Похлопаем в ладоши» Под музыку Е. Железнова «Похлопаем в ладоши» ребёнок выполняет движения по тексту песни. «Змейка» Соединяем ладони и двигаем ими, изображая ползущую змею. «Солнышко и тучка» Правую руку сжимаем в кулачок – это тучка. Левая рука разжата, ладонью в перед, а пальчики как лучики солнышка. Затем меняем положение. Правая рука – солнышко, левая – тучка. «По узенькой дорожке» Разложите на полу к примеру веревку или ленту; предложите малышу представить, будто ему нужно пройти по узкой дорожке и не упасть с нее. Нужно пройти по дорожке, аккуратно переставляя и плотно прижимая к ней стопы. «Султанчик» Ребенку предлагается подуть на султанчик. Необходимо следить, чтобы ребенок выполнял упражнение не поднимая плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы были сложены в трубочку. Ещё один вариант упражнения, это вложить ребенку султанчик между ладонями медленно, а затем быстро покатать между пальцами. В дальнейшем по мере взросления данное упражнение можно усложнять. Например, покатать султанчик сначала между двумя указательными, потом между двумя среднему и т.д. по очереди между всеми пальцами. Могу сказать с полной уверенностью, что применение нейроупражнений в раннем дошкольном возрасте очень благоприятно влияют на развитие двигательной активности детей, мелкой моторики и развитию речи, а в период адаптации очень хорошо дыхательные упражнения помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.