проект "Птицы весной"

Решетняк Светлана Александровна

Паспорт проект

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Мы – педагоги,  должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, а также повышать низкий уровень экологической культуры дошколят.

Цель: формирование представлений о птицах, их образе жизни.

Задачи проекта:

1. Формировать элементарные представления о жизни птиц весной: птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, поют песни.

2. Развивать познавательный интерес к природе через ознакомление с птицами.

3. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, др.), выделять их характерные признаки.

4. Расширять и активизировать словарь детей на основе обогащения представлений об окружающем мире.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитывать чувства сопереживания ко всему живому.

Тип проекта: социальный, игровой, познавательный.

Ожидаемые результаты проекта:

- усвоение знаний детьми о птицах (среда обитания, внешний вид, питание, размножение)

- установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.

-  развитие интереса детей к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность).

- повышение уровня экологической воспитанности детей и родителей.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

- Составление плана реализации проекта.
- Составление конспектов непосредственной образовательной деятельности.
- Подбор стихов, загадок, физминуток.
- Подбор  иллюстративного материала.
- Подбор игр.

2. Основной этап.

Беседы: «Кто они птицы?», «Перелётные птицы».

Слушание «Голоса птиц».

Физминутки: «Птицы», «Скачет шустрая синица», «Маленькие птички», «Грачи», «Птички».

Рассматривание картин, плакатов по теме «Птицы».

Дидактические игры: «Домашние и дикие», «Голоса птиц», «Каждой птице свое место», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Каких птиц много на дереве?», «Какой птички не стало?», «Веселый счёт  птиц», «Четвертый лишний», «Чье это?», «Подбери  признак», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Назови птенца», «Сложи птицу из частей»,  «Большой – маленький», «Летает - не летает», «Кто как кричит?».

Подвижные игры: «Птички», «Кот и воробышки», «Коршун и птенчики», «Птица и птенчики», «Воробышки в гнездышках».

Раскрашивание раскрасок на тему: «Птицы».

Наблюдение на прогулке

Загадывание загадок о птицах.

Чтение художественной литературы по теме проекта: сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», К.Чуковский «Цыплёнок»,  С. Маршак: «Дети в клетке» («Совята», «Лебедёнок»), Л.Н. Толстой «Рассказы для детей»: «У Вари был чиж…», Даниил Хармс: «Добрая утка», Е. Чарушин «Курочка», песенки и потешки: «Ласточки спят все по гнёздышкам…», «Голубиная песенка», «Люли, люли, люли, прилетели гули», «Петушок и его семья».

Работа с родителями:

 Консультация для родителей «Как знакомить детей с птицами», «Всё о перелётных птицах»

 3. Заключительный этап

  • Оформление проектной деятельности;
  • Подведение итогов по теме проектной деятельности.

Заключение.

Большинство детей группы стали различать птиц по внешнему виду, имеют представления об общих и индивидуальных особенностях птиц (ворона, голубь, синица, воробей, скворец). В ходе наблюдений, серии занятий и игр у детей сформированы элементарные представления о жизни птиц весной: птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, поют песни. Обогатился словарь детей: дети чаще в своей активной речи использовать такие слова и фразы, как «Весной птицы летают, поют, клюют, греются на солнце, купаются в лужах, строят гнёзда, выводят птенцов».  Дети стали более бережно относиться к птицам (не гонять голубей, воробушек, возникло желание слушать пение птиц и беречь их), с желанием отражали полученные впечатления во всех продуктивных видах деятельности. Проект способствовал сближению воспитателей и родителей. Цели и задачи проекта достигнуты.