Речевой материал на звуки З-Зь

Волостнова Ольга Львовна

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л] – [Л’].

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

пола – поля                     игла – земля            флаги – фляги

лавка – лямка                 метла – петля           кукла – туфля

лапа – шляпа                  гладя – глядя           флаг – фляжка

юла – Юля                       глазки – коляски      вобла – воля

кулачок – светлячок       плачем – пляшем

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

лоб – лёд                   пилот – полёт                 зло – взлёт

лов – Лёва                 болото – полёты            клок – клён

лом – лён                  колосья – колёса            плот – плётка

ложка – лёжа            кашалот – самолёт         слон – силён

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

лук – люк                 скорлупка – шлюпка      клуб – клюв

лужа – Люда         лучший – колючий      клубок – любой

блузка – блюдце       клумба – клюква        случай – ключ

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

слышать – слишком       ослы – росли           клык – клин

лысый – лисий               чехлы – несли          плыть – лить

улыбка – улитка             щеглы – текли         хлыст – лить

полынь – павлин            башлык – велик       лыко – лихо

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

был – быль                 цел – цель                 мал – мальчик

ел – ель                       стал – сталь               пел – пельмени

дал – даль                   стул – стулья             кол – кольцо

пыл – пыль                 угол – уголь              жил – жильё

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Оля пела. Наша Юля как юла. У коли лыжи. Стояло тёплое лето. Голуби влетели в голубятню. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапах две собачки в модных шляпах.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник. На кухне стул, а в комнате стулья. На столе лимон и яблоко.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Алла и Оля катались на лодке. Пилоты сели в самолёт. Метил в цель, попал в пень. Алла посадила фиалки, а Коля – лилии. Не велик соловей, а голосок золотой. Не откладывай безделье, да не откладывай дело. На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Нил поймал линей: один мал, два длинней.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 9. Произносить (читать) текст.

Сова.

Летала сова – весёлая голова. Вот она летала, летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летела, летала да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё как плошки, не видят ни крошки.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 10. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Жила в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки бельчата. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

(По Л. Толстому)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение №11. Выучить загадки.

Не на полу, не на потолке –

И в дом глядит, и на улицу. (Окно)

 

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)

 

Иголки лежали, лежали

Да под пол убежали. (Ёж)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Дыня)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Летом в огороде при любой погоде

Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло.

(Подсолнух)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Три бельчонка маму – белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама – белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Ломали лёд,

Ломали мы.

Летели клочья от зимы.

(Е. Благинина)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по лужам.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень,

Искала булавку весь день.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

По глади оконной стекла

Тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

И открыла один лепесток.                    (И. Беляков)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал,

Мальчик деревце сажал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.               (В. Данько)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

По – геройски Лена с ленью

Воевала целый день.

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену лень.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

(А. Плещеев)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Туман.

Убежало молоко,

Побежало далеко,

По полям, по лугам,

По лесам и городам.

(Р. Сеф)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей Медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

(Л. Аграчёва)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

Сосулька.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть.

И потому опять в калошах ты.                  ( А. Кондратьев)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой, -

Как хорош ты лист цветной!

(И. Михайлова)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Обменяла куклу.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 27. Выучить стихотворение.

Белые лебеди.

Белые лебеди                Белые пёрышки

В небе живут,                Вьются слегка.

По небу лебеди             Здравствуйте, лебеди –

Плавно плывут             ОБЛАКА.

(Л. Кудрявская)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 28. Выучить стихотворение.

Голубь белый.

Голубь белый, голубь смелый.

Сделал он большое дело.

По полям, лесам летал

И поклон от нас всем детям:

Белым, желтым – всем на свете

Белый голубь передал.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.

Шёл троллейбус по маршруту, шёл усами шевелил.

Провода все перепутал – и как вкопанный застыл.

Смотрит фарами – глазами, размышляет: как же быть?

- Впредь не буду я усами на работе шевелить!

(О. Назаров)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.

Над нами по небу облако летело.

Облако облик меняло как хотело.

Было оно акулой, дельфином,

Бульдогом, дятлом и пингвином.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

Пирожок в печи пекла

Хлопотливая пчела,

Положила в пирожки

Полнапёрсточка муки,

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала,

На пиру у пчёл я был,

Крепкий мёд пчелиный пил.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.

Облако.

Ах, какое облако,                    Ах, какое облако,

Облако глубокое,                    Облако высокое,

Белое далёкое                         Облако далёкое,

Прямо надо мной.                  Не достать рукой.           (В. Степанов)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

[Л] – [Л’]

Упражнение № 34. Выучить стихотворение.

В лесу на опушке, живёт колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснётся, в лесу раздаётся

Его недовольное: «Ла – ла – ла – ла».

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело: «Ля – ля – ля – ля!»

Хватит ворчать, бурчать и сердиться

Пой лучше с нами «Ля – ля – ля – ля!»

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 [Л] – [Л’]

Упражнение № 35. Выучить стихотворение.

Ледоход.

Ледоход! Ледоход!                   Нет, большие ледоколы

Раскололся зимний лёд.           Никогда не ходят тут.

Может, это ледокол                   Это от лучей весёлых

По Москве – реке пошёл?        Льдины скользкие бегут.

(С. Баруздин)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

 

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку…

- Я слышал, что вы тяжело заболели…

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель.

Бездомной, мне некуда ставить постель.

(А. Дмитриев)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.