НОД логопеда

Волостнова Ольга Львовна

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;
  • совершенствовать словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • звукопроизношение;
  • выразительность речи;
  • совершенствовать навык употребления предлогов в речи;
  • совершенствование навыка звукового - буквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»;
  • совершенствовать навыки словообразования;
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • учить согласовывать речь с движениями;
  • развивать общую и мелкую моторики;
  • развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
  • развивать выразительность речи и выразительность движений;
  • активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

формировать умение работать и играть в коллективе;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Предварительная работа: Рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа: батискаф, акваланг

Материалы и оборудование:

  • глобус;
  • презентация «Жители моря и океана»;
  • CD с записью шумов моря;
  • плоскостные изображения обитателей морей и океанов из наждачной бумаги;
  • игровое поле, изображающее морское дно;
  • плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»;
  • мелкие камушки;
  • игрушка – рыбка;
  • голубое полотно с изображением моря;
  • мольберт;
  • контейнер с фишками для звукового анализа слов.

Ход деятельности

Логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус.)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети: Глобус.

Логопед : Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

Дети: Разноцветным.

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Логопед: Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер)

(включаю CD с записью звуков моря, и 1 слайд презентации с изображением берега моря ) .

Логопед: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Логопед: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Логопед: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Логопед: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю изображение батискафа 2 слайд.)

Логопед: В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ изображения кита слайд 3). Кто же это? (Синий кит).

Звуко-буквенный анализ слова кит.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ изображения дельфина слайд 4). Да это же. (дельфин) .

«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты) .

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Логопед: Ой, кто же это плывёт? (Показ изображения акулы слайд 5).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Логопед : Чем питается акула?

Дети: Рыбами, морскими животными.

Звуко-буквенный анализ слова акула.

Логопед: Акулы могут напасть на человека?

Дети: Да.

Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Логопед: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы. (показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом слайд 6).

Логопед: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

 

(выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями

вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в

форме шапочки двигаются навстречу

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в

форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

Гостей встречает осьминог.

(Показ слайдов с изображениями морского конька, медузы, кальмара, рыбы шар, осьминога слайды 7- 11)

Логопед: Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ изображения рыбы слайд 12). Кто это?

Дети: Рыба.

Логопед: Давайте поиграем с рыбкой.

Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы? ».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта) ».

Игра «На морском дне».

( на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: медузы, ската, акулы, морской звезды, краба, дельфина, осьминога, морского конька и т.д.)

Логопед: ребята, посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Где находится морской конек?

Дети: морской конек прячется между кораллами.

Логопед: где плывет медуза?

Дети: медуза плывет под скатом.

Логопед: откуда выбирается краб?

Дети: краб выбирается из-под камня.

Логопед: за кем гонится акула?

Дети: акула гонится за рыбкой.

(логопед задает еще ряд подобных вопросов)

Логопед: еще раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить где расположены морские животные. Теперь закройте глаза.

(дети закрывают глаза, а логопед меняет местами медузу и ската)

Логопед: что изменилось?

Дети: медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь медуза под скатом.

 

Подвижное упражнение «На дне»

Улитки ползут, передвигаются по кругу в полуприсяде, . сложив руки за спиной

 

Свои домики везут.

Рогами шевелят, делают «рожки» из пальчиков, ритмично . наклоняя голову вправо-влево.

На рыбок глядят.

Рыбки плывут, передвигаются по кругу, делая гребковые . движения руками

Плавничками гребут.

Вправо, влево поворот, выполняют повороты туловища . влево, вправо и наоборот

А потом наоборот.

 

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли с морскими животными. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, тем темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов — плоскостные изображения животных из наждачной бумаги, засыпанные мелкими камушками. Предлагаю сесть вокруг куска ткани.)

Логопед: А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Логопед: Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов) .

Логопед: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

 

Вопросы:

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Логопед: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.

 

 

Белоногова Татьяна Михайловна

Учитель-логопед