ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ»

Моисеева Анастасия Владимировна

Своевременное развитие словаря - главный фактор подготовки к школьному обучению. Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной на сегодняшний день. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста- это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем основу, по которой идет совершенствование фонематической стороны речи.

Освоение языка происходит в повседневном, естественном общении ребенка с окружающими взрослыми и в процессе специально организуемого педагогами и родителями обучения. От содержания, характера и методов такого естественного и специального обучения зависит развитие речи ребенка.

Слово - система символов и кодов, которые передают информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими. Овладевая словом, ребенок спонтанно усваивает, автоматизирует сложную систему связей, отношений, в которых состоит данный предмет.

Обозначающая роль – это главная функция слова.. Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.

Еще функция слова «понятийное значение». Под значением следует понимать способность слова:

  • анализировать предметы,
  • выделять существенные признаки предметов,
  • обобщать их,
  • относить предметы к определенной категории.

Слово является тем звеном, которое связывает сенсомоторные процессы и мышление. При всей внешней простоте оно обладает сложной структурой.

Особенности речевой деятельности у дошкольников с РАС:

  • Одно из главных проявлений аутизма - нарушения понимания и развития речи (искаженное развитие речи с только ему присущим использованием глагольных форм и местоимений по отношению к собственной личности).
  • Трудность овладения значением и смысловым содержанием слов.
  • Преобладание эхолалий при ответах на вопросы.
  • Речевые возможности ограничены произнесением случайных гласных или согласных звуков (звукоподражания), лепетные слова, издаваемых редко и бесцельно. А также речевые штаммы, не имеющие непосредственного отношения к происходящему (не имеет значимости для социального общения).
  • Стремление к словотворчеству, бесцельное

манипулирование звуками, слогами, отдельными фразами из стихов, песен, мультфильмов и рекламы, шаблонные фразы-штампы, (повторяющиеся слова, предложения).

  • Системное нарушение речевой деятельности - одновременно пробелы в фонетико-фонематическом развитии, недостаточность лексического запаса, грамматического строя речи и трудности связной речи.

Виды нарушений при расстройстве аутистического спектра наблюдаются следующие:

  • Словарный запас отстает от возрастной номы;
  • Ограниченное использование предметного словаря, словаря признаков и действий;
  • Нарушение формирования связной речи :

грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, употреблении числа и рода существительных, глаголов, прилагательных.

  • Нарушения в согласовании прилагательных с существительными.
  • Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов.
  • Собственные высказывания дети строят из 1-2 слов, почти не употребляя сложные конструкции (зачастую экспрессивная речь выступаешь лепетными словами).
  • Ответы однословные и односложные.

Работа по формированию семантических полей строится следующим образом:

  1. Необходимо сформировать понимание ядерного слова

Выбирается слово из любой подкатегории. К примеру, категория животные – кошка или собака. Какие они бывают?

2. Затем происходит развитие связной речи при помощи формообразующего плана (плана выражения):

1. Предметные слова (существительные).

2. Признаковые слова (прилагательные).

3. Действенные (глаголы)

Прилагательное    (Какой? Какая?)

Существительное  (Кто?)

Глагол (Что делает?)

Выделение признака

Выделение категории

Действие

Какая кошка или собака? Белая/рыжая/серая/черная.

Что она делает? – спит, сидит, умывается, кушает и т.д.

Таким образом, при помощи технологии семантических полей ребенок учится строить предложения, тем самым развивая связную речь.