Конструирование с детьми

Наталия Сергеевна Буйко

КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из целей нашего многонационального общества, это забота о здоровье ребёнка и его разностороннем развитии в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Вся работа ДОУ направлена на реализацию данной цели, для углубленного изучения некоторых предметов функционируют различные кружки по интересам.

Один из кружков, который направлен на развитие конструкторских навыков, мы хотим рассмотреть. Основной целью кружка «Мастерилки» является развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе детского ручного творчества с использованием различных материалов и техник работы. Почему именно это направление было выбрано?

Работая в группе компенсирующей направленности, мы видим, что у детей не только плохо развита речь, но и мелкая и крупная моторика рук. Конечно, адаптированная программа, по которой мы работаем, направлена на развитие и коррекцию ребенка. Но как писал В.М. Бехтерев: «Движение руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию», поэтому мы решили выбрать такое направление, как конструирование из бросового материала. Конструируя, ребёнок исследует материал, с которым работает, ведёт поисковое решение, что способствует развитию познавательного, умственного и психического процесса, а также мелкой моторики и речи, ему интересно манипулировать предметами, будь то камушки, травинки, листочки. Но есть и ещё один важный аспект - это работа с семьёй. Через кружковую работу идет взаимодействие с семьями воспитанников. Привлекая родителей к совместному творчеству, воспитатель вместе с семьёй вводит ребёнка в мир совместной деятельности, удовлетворяя потребности ребёнка и радость в процессе общения родителей с детьми. Ведь, чтобы создать какую-либо работу, необходим материал. А кто если не родители совместно с детьми займутся их сбором. Например, принести для поделок шишки, камушки, палочки, листочки, скорлупу от орехов, семена и так далее. Для сбора материала для поделок семьи посещают парки, леса, озера, путешествуют по заповедным местам Хакасии. Отсюда вытекает и решение педагогической задачи: воспитывается бережное отношение к природе, дети обогащаются знаниями о природе, её многообразии, целостности. Исследуя с родителями родную республику, дети часто видят хакасские обрядовые столбы, где люди зажигают свечи, вяжут чалама (разноцветные ленточки), оставляют еду, вознося благодаря матери – природе за её дары. Возвращаясь в группу со своими сокровищами (шишками, листочками, камешками, перьями и т.д.) для создания очередной поделки, дети делятся своими впечатлениями со сверстниками и педагогами о посещении подобных мест. А это способствует решению ещё одной задачи образовательной программы: дети приобщаются к духовно-нравственным ценностям российского народа и национально-культурным традициям.

Весь год мы с детьми средней группы компенсирующей направленности и родителями создавали маленькие шедевры. Из грецких скорлупок: лебедей, черепашек, зайцев; из шишек: лесовиков, медведей, ежей; из бумаги: дракончиков, подарки родителям; из коробочек от киндер-сюрпризов: чайные пары, поросят, цыплят; из камушек: бабочек, червячков, человечков, из одноразовых тарелок: маски, игрушки и веера. С этими поделками мы играли, ставили мини-спектакли, самостоятельно придумывали сюжеты новых сказок, либо обыгрывали уже прочитанные. Итоговой работой нашего кружка стал макет «зоны совместного отдыха родителей и детей». Здесь фантазию сдержать было невозможно. Скорлупки грецких орехов стали каруселями, паровозиком и машинками, шишки превратились в аллею деревьев, палочки от мороженого - в лавочки и качели, камешки стали дорожкой. Вот тебе, хоть и воображаемый, но парк. Стоит закрыть глаза и можно с лёгкостью наслаждаться пением птиц, журчаньем ручейка, качаясь на качели, радоваться жизни.

Впереди нас ждут новые свершения, ведь не за горами старшая группа, и мы уже планируем совместный макет с родителями любимого места в своём городе или его достопримечательность. Стоит лишь прогуляться по улицам родного города. Свои шедевры дети смогут презентовать в детском саду и в конкурсе «Юный архитектор», сначала между группами, а потом и между детскими садами города. Креативность, смелость, самостоятельность, выносливость, терпение, уважение к друг, другу и взрослым, оригинальность, вариативность решений вырабатывается у детей при конструировании. Цели и задачи, поставленные при реализации программы кружка постепенно решаются, на новый учебный ставятся новые, что способствует всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста, а нам как педагогам позволяет развивать не только речь, но и мелкую моторику рук, воображение, инициативность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_konstruirovanie_s_detmi_.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из целей нашего многонационального общества, это забота о здоровье ребёнка и его разностороннем развитии в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Вся работа ДОУ направлена на реализацию данной цели, для углубленного изучения некоторых предметов функционируют различные кружки по интересам.

Один из кружков, который направлен на развитие конструкторских навыков, мы хотим рассмотреть. Основной целью кружка «Мастерилки» является развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе детского ручного творчества с использованием различных материалов и техник работы. Почему именно это направление было выбрано?

Работая в группе компенсирующей направленности, мы видим, что у детей не только плохо развита речь, но и мелкая и крупная моторика рук. Конечно, адаптированная программа, по которой мы работаем, направлена на развитие и коррекцию ребенка. Но как писал В.М. Бехтерев: «Движение руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию», поэтому мы решили выбрать такое направление, как конструирование из бросового материала. Конструируя, ребёнок исследует материал, с которым работает, ведёт поисковое решение, что способствует развитию познавательного, умственного и психического процесса, а также мелкой моторики и речи, ему интересно манипулировать предметами, будь то камушки, травинки, листочки. Но есть и ещё один важный аспект - это работа с семьёй. Через кружковую работу идет взаимодействие с семьями воспитанников. Привлекая родителей к совместному творчеству, воспитатель вместе с семьёй вводит ребёнка в мир совместной деятельности, удовлетворяя потребности ребёнка и радость в процессе общения родителей с детьми. Ведь, чтобы создать какую-либо работу, необходим материал. А кто если не родители совместно с детьми займутся их сбором. Например, принести для поделок шишки, камушки, палочки, листочки, скорлупу от орехов, семена и так далее. Для сбора материала для поделок семьи посещают парки, леса, озера, путешествуют по заповедным местам Хакасии. Отсюда вытекает и решение педагогической задачи: воспитывается бережное отношение к природе, дети обогащаются знаниями о природе, её многообразии, целостности. Исследуя с родителями родную республику, дети часто видят хакасские обрядовые столбы, где люди зажигают свечи, вяжут чалама (разноцветные ленточки), оставляют еду, вознося благодаря матери – природе за её дары. Возвращаясь в группу со своими сокровищами (шишками, листочками, камешками, перьями и т.д.) для создания очередной поделки, дети делятся своими впечатлениями со сверстниками и педагогами о посещении подобных мест. А это способствует решению ещё одной задачи образовательной программы: дети приобщаются к духовно-нравственным ценностям российского народа и национально-культурным традициям.

Весь год мы с детьми средней группы компенсирующей направленности и родителями создавали маленькие шедевры. Из грецких скорлупок: лебедей, черепашек, зайцев; из шишек: лесовиков, медведей, ежей; из бумаги: дракончиков, подарки родителям; из коробочек от киндер-сюрпризов: чайные пары, поросят, цыплят; из камушек: бабочек, червячков, человечков, из одноразовых тарелок: маски, игрушки и веера. С этими поделками мы играли, ставили мини-спектакли, самостоятельно придумывали сюжеты новых сказок, либо обыгрывали уже прочитанные. Итоговой работой нашего кружка стал макет «зоны совместного отдыха родителей и детей». Здесь фантазию сдержать было невозможно. Скорлупки грецких орехов стали каруселями, паровозиком и машинками, шишки превратились в аллею деревьев, палочки от мороженого - в лавочки и качели, камешки стали дорожкой. Вот тебе, хоть и воображаемый, но парк. Стоит закрыть глаза и можно с лёгкостью наслаждаться пением птиц, журчаньем ручейка, качаясь на качели, радоваться жизни.

Впереди нас ждут новые свершения, ведь не за горами старшая группа, и мы уже планируем совместный макет с родителями любимого места в своём городе или его достопримечательность. Стоит лишь прогуляться по улицам родного города. Свои шедевры дети смогут презентовать в детском саду и в конкурсе «Юный архитектор», сначала между группами, а потом и между детскими садами города. Креативность, смелость, самостоятельность, выносливость, терпение, уважение к друг, другу и взрослым, оригинальность, вариативность решений вырабатывается у детей при конструировании. Цели и задачи, поставленные при реализации программы кружка постепенно решаются, на новый учебный ставятся новые, что способствует всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста, а нам как педагогам позволяет развивать не только речь, но и мелкую моторику рук, воображение, инициативность и самостоятельность.

Список литературы:

  1. Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2022г – 250с.
  2. И.А.Лыкова «Парциальная программа «Умные пальчики», конструирование в детском саду, М., «Цветной мир», 2016г.- 216с
  3. О.Э.Литвинова «Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5лет. ФГОС.» Издательство Детство-пресс 2021 г. -112с.