Конспект ООД в средней группе на тему "Пасха"

Исаева Ольга Юрьевна

Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию «Пасха»

 

 

Цель: рассказать детям о православном празднике пасха, познакомить с традициями русского народа

 

Задачи:

 

образовательные: познакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

 

воспитательные: приобщить к истокам культурных традиций русского народа.

 

развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.

 

Оборудование и материалы: посылка, письмо, иллюстрации окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, рисунки пасхальных яиц, клей, вырезанные узоры.

 

Воспитатель. Здравствуй, солнце золотое!

 

Здравствуй, небо голубое!

 

Здравствуйте, мои друзья!

 

Очень рад вас видеть я!

 

Здравствуйте, ребята!

 

Воспитатель. Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Даже нам сегодня утром пришла посылка. Что же в ней может лежать?

 

Дети. Конфеты, игрушки, одежда, письмо.

 

Воспитатель. Давайте посмотрим. (воспитатель открывает посылка, в которой лежат яички и письмо).

 

Воспитатель. Давайте прочитаем с вами письмо и узнаем, от кого наша посылка. «Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам Незнайка. Мне недавно пришла посылка с этими цветными яичками и была записка «Ждем в гости на праздник. Друзья». Но мне так неудобно перед друзьями, ведь я не знаю, какой будет праздник. Ребята, помогите мне пожалуйста.»

 

Воспитатель. А какой у нас с вами скоро праздник?

 

Дети. Пасха.

 

Воспитатель. А что же это у нас с вами за праздник?

 

Дети. Пасха-это самый большой православный праздник.

 

Воспитатель. Да, верно, ребята. Пасха – самый главный праздник христиан, верующих в Бога, ведь в этот день Иисус Христос воскрес. Слово «Пасха», ребята, означает «освобождение», издавна на Руси этот праздник особо чтили и праздновали всегда весело. Издавна повелось на слова «Христос Воскрес» отвечать «Воистину Воскрес», так люди вспоминают воскресение Иисуса Христа и отмечают, что это случилось в те далекие от нас времена на самом деле. Иисус Христос и его ученики проповедовали идеи добра и любви. Они учили людей, прежде всего, любви, причем любви не только к своим родным людям, но и к людям вообще, даже к своим врагам. Ведь только любовь, доброта, справедливость смогут сделать нас лучше. А если мы, в первую очередь, сами станем лучше, то и мир вокруг нас тоже преобразится и станет добрее.

На Пасхой всегда готовя праздничный стол, и на нем присутствуют всевозможные кушанья, в т. ч. куличи и яйца.

И сейчас, как и в далекие времена, люди пекут на Пасху куличи, красят яйца, которые являются символами Пасхи.

 

Воспитатель. На Руси верили, что освященное яичко наделяет человека силой: «съешь его и болеть не будешь, добрым станешь». Целую неделю люди ходили друг к другу в гости и обменивались пасхальными яйцами. Но яйца всегда отличались друг от друга по окраске, по способу окрашивания.

Воспитатель. Посмотрите на наши праздничные яйца, чем они отличаются? (ответы детей)

Дети. Одни яйца просто окрашены в один цвет, другие напротив, украшены различными узорами.

Воспитатель. Покрашенные яйца называют крашенками, а расписанные узорами – узорками или писанками.

 

Воспитатель. Вы, наверное, устали? Тогда давайте немножко поиграем.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Спасем яйцо». Из ёмкости с водой нужно «спасти» яйцо с помощью ложки, пронести через препятствия до финешной черты.

 

Воспитатель. Молодцы. Вы всё верно сказали, что в доме каждого на праздничном столе присутствуют традиционные блюда. На стол обязательно ставится кулич, крашеные яйца. До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи.

Воспитатель. Давайте теперь с вами поиграем и испечем кулич.

 

Дидактическая игра «Приготовь кулич»

 

Воспитатель. Перед детьми картинки продуктов. Ваша задача выбрать те, которые необходимы для выпечки пасхального кулича. (Дети выбирают продукты: мука, сахар, соль, молоко, яйца, изюм.)

 

Воспитатель. На пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Народные приметы:

 

на Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным. На Пасху дождь с громом — к богатому урожаю. Ясная погода на пасху — к сухому лету.

 

Воспитатель. А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.

 

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка! (Повторение вмести с детьми.)

 

Воспитатель. На пасху всегда ждали гостей. А гости просили у хозяев подарки.

 

Воспитатель. А почему красили и угощались яйцами?

 

Дети. Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца — уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.

 

Воспитатель. Давайте и мы с вами приготовим подарки и отправим Незнайке. У вас на столах яйца, давайте их украсим по вашему выбору. Разделимся на команды у каждой команды будет своё яйцо.

(Самостоятельная деятельность детей).

 

Воспитатель. Какие красивые у вас пасхальные яички получились. Теперь Незнайка знает на какой праздник позвали его друзья.

 

Итог занятия

1. О каком празднике мы говорили?

2. Что готовят на Пасху?

3. В какие игры мы играли?