Консультация для родителей на тему «Влияние стресса на развитие мозга ребенка»

Смолина Ольга Юрьевна

Консультация для родителей

на тему «Влияние стресса на развитие мозга ребенка»

 

       Всем известный факт, что ситуация стресса, влияет на наше психическое и физическое здоровье.

Стресс — это реакция организма на перенапряжение. Повторяющиеся и/или длительные стрессовые ситуации повреждают незрелый мозг ребенка, особенно нейронные пути, отвечающие за формирование исполнительных компетенций. Эти пути находятся в самой уязвимой части мозга — префронтальной коре (лобные доли). Она играет главную роль в управлении мыслительной и моторной активности, принятии решений, контроле и регуляции как внутренней деятельности, так и социального поведения и взаимодействия. Во время стресса из надпочечников выделяется кортизол – биологически активный гормон, производимый корой надпочечников. Повышенный уровень кортизола напрямую формирует патологические процессы в мозге. В первую очередь от кортизола страдают лобные доли, которые ответственны за кратковременную память, внимание, планирование, мотивацию, контроль эмоций. Соответственно это и приводит к ухудшению всех этих способностей и слабому их развитию. Недостаточно развитые когнитивные и волевые способности у взрослого человека зачастую являются следствием пережитого в детстве хронического насилия. Побои и оскорбления, безразличие, ощущение ненужности ранят и повреждают мозг маленького человека, настроенного на позитивное и благожелательное отношение к окружающим. При хроническом стрессе также начинают уменьшаться в объеме гиппокампус и амигдала, части лимбической системы мозга, расположенной в подкорке. Гиппокампус стимулирует рост новых нейронов в мозгу, новых нейронных сетей, принимает участие в формировании долговременной памяти. Когда гиппокампус поврежден, то запомнить что-либо не предоставляется возможным. Подвергается изменениям амигдала - это хранилище эмоциональной памяти, здесь наше счастье и наша радость, но здесь же и все наши триггеры, кнопки, на которые изо всех сил нажимают окружающие. Триггеры – это стимулы, которые вызывают неприятные воспоминания. Она предназначена для выживания. Она защищает нас и поэтому воспроизводит из нашей памяти ситуацию угрозы и мы мгновенно чувствуем страх или гнев. При хроническом стрессе амигдала уменьшается в размерах и это способствует нашей раздражительности, развитию паники или депрессии. При уменьшенной амигдале снижается способность к сопереживанию, состраданию, сочувствию это может привести к развитию агрессивных и жестоких личностей. Для многих из нас, и особенно для авторитарных родителей это становится откровением. Ведь то, что они хотят развить в детях посредством доминантного воспитания, они, наоборот, разрушают, а именно - самостоятельность, ответственность, дисциплину, мотивацию к учебе, контроль эмоций. Даже если на ребенка не кричат, не бьют, а просто постоянно во всем контролируют и лишают самостоятельности, лобные доли у них уменьшаются, перестают активно работать и могут вообще в принципе не развиться до нормальных размеров. В жизни часто встречаются люди, у которых проблемы с ответственностью, планированием и самоконтролем, которые ленивы и легко впадают в раздражение и тревогу и мы можем предположить, что в их жизни стресс и насилие были частым явлением. Конечно есть еще много и других факторов, которые могут влиять на эти способности, но эти факторы необходимо знать каждому, чтобы предотвратить такое развитие