ЭЛЕМЕНТЫ КАЛЛИГРАФИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивое письмо») — одна из отраслей изобразительного искусства. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»[1].

Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга.(3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya_dlya_sbornika.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ КАЛЛИГРАФИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивое письмо») — одна из отраслей изобразительного искусства. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»[1].

Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга.(3)

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, методики для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.(2)

Уникальность каллиграфии состоит в том, что в других занятиях, где задействована мелкая моторика, нет смыслового содержания. Каллиграфия – единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы занять свои когнитивные способности, предсказание результата, пространственное осмысление и физическое воплощение. Таких "игрушек" больше нет.

Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения. Эксперименты показали, что именно при тонких движениях "включается" множество полей, в том числе на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, что мы определяем как осознание, когнитивные способности, и лимбическое – инстинктивно-гормональный центр. Эта зона связи между ними и ее активизация крайне важны. Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое "райское наслаждение": в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.

 Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. (2)

Есть данные о том, что занятия каллиграфией помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.

Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.

Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм".

У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. (3)

Ознакомившись с данной информацией, стала применять ее в своей практике – коррекционных занятиях с дошкольниками, имеющими нарушения речи.  Таким детям требуются комплексные занятия, которые будут затрагивать как можно большее количество сторон в развитии, как общих психических процессов, так и в плане получения частных умений и навыков. Каллиграфия отвечает всем этим требованиям.

Подобрала доступные для дошкольников упражнения с элементами письменных букв – в основном это различного вида пружинки. Ценность этих элементов в том, что они похожи на письменные буквы, дошкольники с удовольствием выполняют задания – «пишут». Пружинки в упражнениях имеют пересечение линий, которые нужно выполнить правильно. Здесь подключаются зрительно-моторная координация, внимание, память, мышление, произвольный контроль поведения.

Как показала практика освоение элементов каллиграфии проходит успешно у дошкольников, способствуют их общему развитию, развивает мелкую моторику, основные психические процессы.

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F#cite_note-r1-1
  2. http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=5570&level1=main&level2=articles 
  3. http://tc.edu.severodvinsk.ru/meropr/web/2018/2/1/brain.html