Важность сенсорной интеграции в повседневной жизни детей

Экатерина Рантиковна Васильева

Сенсорная интеграция - это

бессознательный процесс, происходящий в головном мозге и организующий информацию, полученную с помощью органов чувств.

Организм человека с самого

рождения получает огромное количество информации, при этом мозг должен организовать ее так, чтобы выбрать из сенсорных сигналов наиболее важные.

Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

 

Взаимосвязь сенсомоторного

развития и развития речи изучали многие отечественные и зарубежные ученые: Э. Дж. Айрес, Л. С. Выгодский, Л.

А. Венгер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, М.

Монтессори и др.

  •   Теория американского исследователя Э. Дж. Айрес основывается на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.
  •   Ощущения, которые человек получает в процессе всей своей жизни можно разделить на те, которые он получает из внутренней и из внешней среды.

Внешние системы: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные.

Внутренние системы:

интероцептивные, тактильные, проприоцептивные, вестибулярные.

 

Сенсорная Интеграция начинает развиваться у младенца еще в утробе матери и в дальнейшем приобретает такие умения как ползание, сидение вставание, только при условии, что в его мозге будет идти процесс активного развития сенсорной интеграции.

Таким образом, Сенсорная Интеграция - это важнейший процесс, связанный с формированием адаптивных механизмов к окружающей действительности.

Данный процесс является базовым для формирования когнитивных процессов, ключевым из которых является речь.

Нарушение С. И. проявляется в ряде симптомов, которые проявляются в раннем возрасте. Такие дети начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже сверстников.

Кажутся неловкими, неуклюжими, спотыкаются во время бега, падают, ударяются. В следствии нарушенной координации движений не могут овладеть такими навыками, как завязывание шнурков, езда на велосипеде и др.

Дисфункция сенсорной интеграции

- это неврологическое расстройство, вызванное неспособностью мозга переработать определенную информацию, полученную от основных сенсорных систем организма.

Это комплексное церебральное расстройство, при которой дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию (тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, двигательную, что в свою очередь приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи.

 

 

Сенсорная интеграция: что за методика?

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?» 
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

 

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

 

Как распознать нарушения:

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы:светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции:воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата:неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

 

Сенсорная интеграция дома:

1. Развиваем вестибулярный аппарат и проприоцепцию дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома : бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба.

 

2. Развиваем слух ребенка.

Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать.

Знакомим ребенка с этими звуками.

Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.

 

3. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др., игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т. д., образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный - горячий, мягкий

- твердый, нежный - грубый, сухой - мокрый и т. д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический...

 

4. Развиваем зрение: рассматриваем

книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга, то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.

 

5. Развиваем вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов - специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать.

Действовать нужно очень постепенно и терпеливо.

 

6. Развиваем обоняние: учим ребенка распознавать различные запахи.

Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др., Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Там баночки с 30 разными запахами и еще есть дополнительные наборы ароматов.

Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что некоторые эфирные масла бодрят (например, апельсин, лимон, бергамот, а некоторые, наоборот, успокаивают (масло ромашки, лаванды).

 

Берегите своих детей !