Проведение Музыкальной гостиной

Терина Надежда Ивановна

Музыкальная гостиная, как часть культурно-досуговой деятельности,

роль родителей  в проведении музыкальной гостиной

 

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества."

В.А. Сухомлинский.

           

      Я не случайно в виде эпиграфа  вынесла  цитату Василия Александровича Сухомлинского о важности  среды, которая должна окружать детей. С самого раннего возраста ребенок способен воспринимать окружающую его красоту. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно! Известно, что  дошкольный возраст является  фундаментом общего формирования личности. Развивая эмоции, активируя мышление и речь, интересы, вкусы ребенка мы приобщаем его к общей культуре, в том числе и к музыкальной, закладываем её основы. Детям нужно научиться видеть и ценить красоту в рукотворном мире, в природе, искусстве, а также в межличностных отношениях. Пребывание в детском саду невозможно представить без праздников и досугов, которые дарят дошкольникам яркие впечатления и сохраняются в памяти. Но воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями.

  С введением Федерального государственного стандарта детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.  

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения является важным аспектом развития личности каждого ребёнка. Без помощи родителей добиться хороших результатов в воспитании детей очень сложно. В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, поэтому основой успеха является сотрудничество с родителями.

        В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами  (ФГОС), досуг в детском саду представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.  В системе дошкольного образовательного учреждения культурно-досуговая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КДД)  определяется как деятельность, реализуемая в свободное время. Цель КДД: вызвать эмоциональный отклик детей на музыкально-игровую деятельность; закрепить на игровом материале знания, умения и навыки ребенка.

      Это направление является  важной сферой индивидуализации и социализации ребёнка, и включает:  ДОСУГИ, ПРАЗДНИКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, САМООБРАЗОВАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ОТДЫХ . 

Поскольку одним из средств формирования личности ребенка в детском саду является музыкальное воспитание, а досуги почти всегда сопровождаются музыкой, то без тесного взаимодействия с родителями воспитанников здесь не обойтись. Мероприятия, организуемые педагогами в рамках досуговой деятельности с привлечением родителей, более полно раскрывают творческие способности детей, т.к. они здесь в увлекательной форме получают новые знания, раскрепощаются, становятся инициативнее и самостоятельнее, чувствуют поддержку и становятся увереннее.  Родители наших воспитанников являются активными участниками творческих проектов, праздников, фестивалей. Цель таких мероприятий — создание благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых, радости совместного творчества. Видя заинтересованность, к нам приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.  Такая форма работы дает возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.

      К сожалению, не все родители обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. В наше время семья нередко становится нестабильной, конфликтной, разрушаются и теряются  навыки  родительского поведения -- измученные и недовольные родители часто изливают свои негативные эмоции на ребенка. А ещё родители  иногда  любят перекладывать ответственность на педагогов, не обращая своего внимания на взаимоотношения внутри семьи. Проблемы взаимоотношений в семье выливаются в проблемы ребенка. В нашем учреждении мы активно используем действенную и разумную технологию взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого наши педагоги делятся с родителям методическими идеями проведения праздников, досугов, концертов. Примерами совместных дел могут быть: проекты, выставки, государственные праздники, музыкально-литературные вечера (музыкальные гостиные).  Данная технология позволяет воспитывающим взрослым (педагогам, родителям) лучше понять друг друга, снять напряжение в отношениях, оказать поддержку и помощь в воспитании и развитии дошкольника.       Поскольку музыка оказывает влияние на наши эмоции, то с её  помощью можно задать необходимое настроение, чтобы избавиться от всего лишнего и негативного, что давит на нас психологически и ослабляет наш иммунитет, в таком случае она имеет даже исцеляющее действо. Главное -- создать взрослыми комфортный  эмоционально-положительный климат.

      Принято считать, что досуг -- это отдых,  который снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Но это не пассивное лежание на диване или сидение в кресле, хотя дома 15мин. после рабочего дня это необходимо.  У нас под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности. Отдых может быть активный -- занятия спортом, эстафеты, подвижные игры, работа на участке, игры с песком, снегом, прогулки, игровая деятельность; и пассивный -- рассматривание красивых объектов, слушание музыки, непринужденная беседа на тему, волнующую ребенка, размышления, беседа со взрослым, чтение книг, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, рассматривание иллюстраций. 

 

Из всей  классификации культурно-досуговой деятельности детей я подробнее остановлюсь на  музыкальных гостиных. Музыкальная гостиная -- это форма приобщения к прекрасному, где царит атмосфера доброжелательности и равенства, это цикл музыкально-литературных занятий для дошкольников старшего возраста, соединяющих  музыку, слово, изобразительное творчество и общение. Цель таких вечеров: формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке; накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной классики; расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия; развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение детей. Синтез искусств формирует познавательный интерес  и любовь к музыке, поэзии, живописи позволяет детям приобрести свой культурный опыт. В основе таких вечеров  лежит коллективная деятельность, и участие родителей в таких вечерах особенно ценно, так как они сближают и объединяют семью, появляется желание пойти в музей изобразительных искусств, на выставку, театр, филармонию, на концерты классической музыки. Д.Б.Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешне сюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, и  Б.Л.Яворский считал, что детям свойственно именно целостное восприятие искусства, т.е. синтез музыки, живописи и литературы.

            Хотя Музыкальные гостиные не выделены отдельно, но именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи художественно-эстетическое развития:

культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;

- развитию детского творчества в различных видах искусства;

- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;

-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

- формированию вкуса, коммуникативной культуры детей;

- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в посещении театров и концертных залов. 

            Впечатления от первой встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь, поэтому нам, педагогам-музыкантам, так важно уже в детском саду приобщать детей к подлинным  шедеврам  музыкального искусства, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, и через музыку, живопись, поэзию формировать личность, способную сопереживать, сострадать, понимать красоту и добро.  Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений.  Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте окружающего мира, а синтез искусств -- музыка, слово, живопись  здесь играют  неоценимую роль. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии.

            Нам часто не хватает времени на  занятиях, чтоб вслушаться в классическую музыку, потому что процесс погружения в мир музыкальных образов является самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошколят. Музыкальный образ абстрактен и поэтому предполагает множественность трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути. Музыкальный образ развертывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии. И дошкольнику с его наглядно-образным мышлением, неустойчивым вниманием трудно воспринимать и анализировать все время развивающийся музыкальный образ. Вот почему нужно помочь малышу войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы “опирается” на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку раскрыть музыкальный художественный образ.  

               Тему музыкальной  гостиной нужно глубоко продумать, подобрать соответствующие репродукции, иллюстрации, поэзию и прозу, музыку,  создать презентацию по теме, составить сценарий. Затем выбрать неравнодушных ведущих (хозяев гостиной),  которые будут руководить ходом гостиной.  Сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Начинается гостиная с объявления темы и  представления гостей. А гости -- родные детей --  своей заинтересованностью и восторгом могут создать неповторимую среду единения родственных душ в порыве любви к прекрасному. Встречи с музыкой в “Музыкальной гостиной” -- это отличная форма творческого сотрудничества и взаимодействия в воспитании и развитии гармоничной личности ребенка. Она помогает культуре стать в нашей жизни повседневно востребованной.

            Программа О.П. Радыновой “Музыкальные шедевры” может служить руководством к действию, как некий эталон по работе над восприятием музыки. Создается соответствующая благоприятная, располагающая обстановка для восприятия музыки, это может быть при свечах у декоративного камина на ковре. Сам процесс слушания музыки не является дополнительной нагрузкой для детей, а становится познавательно-развлекательным. При этом ведущий педагог ненавязчиво наталкивает дошкольников  на размышления по какому-либо вопросу, связанному с данным сочинением, и дети сами незаметно включаются в поиски ответа, тем самым активизируя мыслительный процесс.

            С наибольшим удовольствием и желанием дети участвуют  в “Музыкальной гостиной”, когда идет разговор о сказке в музыке, т.е. о музыкальных произведениях, в основе которых лежат сказочные сюжеты. Это “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” с музыкой П.И.Чайковского, “Золушка” С.С.Прокофьева, “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римского-Корсакова.  

Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные оперы и балеты. Сказка, обогащенная образной, выразительной, прекрасной музыкой, дополненная визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает “звучать” для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов.  Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Непосредственно перед тем, как начать знакомство с музыкой, прошу воспитателей, а дома родителей,  прочитать с детьми саму сказку или посмотреть мультфильм по теме, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет. Подбор иллюстраций, репродукций, соответствующих сюжету можно поручить родителям, или по ним составить презентацию.  Наглядность помогает детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Разучивание дома по ролям диалогов из текстов сказок с родителем, с тем, чтобы потом прочитать его с ребёнком на встрече в музыкальной гостиной, без сомнения западёт в душу ребёнка навсегда.  Все эти приёмы усиливают впечатления от музыки, вызывают в детском воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце. Девочки с удовольствием передают образ танцующих снежинок, взяв в руки белые шифоновые шарфики. А, исполняя “Вальс цветов”, надевают на запястья рук большие разноцветные розы.

            Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой способствуют развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.  При помощи  ИКТ- технологий можно совершить виртуальное путешествие в музей, театр, парк  ит.п.

            Особо детям нравятся путешествия по паркам  в разное время года. Музыкальные клипы с демонстрацией творчества художников- пейзажистов позволяют более глубокому пониманию красоты и богатства музыкальной и художественной культуры человечества,  а если ещё на этом фоне читать соответствующие стихи, то эффект будет наиболее максимальным. В результате такой работы прекрасно формируется познавательный интерес ко всем видам искусства. Описывая словами свои музыкальные впечатления, дети развивают образную речь и формируют свой активный словарный запас.

 

Темы для проведения Музыкальных  гостиных:

1. "Осторожно, листопад"

2." Чародейкою Зимою околдован, лес стоит"
3."О, весна без конца и края"

4. "Летний вечер тих и ясен"

5. "У лукоморья" (по сказкам Пушкина)

6. В зале звучит Чайковский

7. Маленький вундеркинд Моцарт

8. Волшебная музыка Грига

9. Путешествие в оперу

10. Путешествие в балет

11. Путешествие по симфоническому оркестру

12.Путешествие по оркестру народных инструментов

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проведение музыкальной гостиной57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная, как часть культурно-досуговой деятельности,

роль родителей  в проведении музыкальной гостиной

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества."

В.А. Сухомлинский.

        

        Я не случайно в виде эпиграфа  вынесла  цитату Василия Александровича Сухомлинского о важности  среды, которая должна окружать детей. С самого раннего возраста ребенок способен воспринимать окружающую его красоту. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно! Известно, что  дошкольный возраст является  фундаментом общего формирования личности. Развивая эмоции, активируя мышление и речь, интересы, вкусы ребенка мы приобщаем его к общей культуре, в том числе и к музыкальной, закладываем её основы. Детям нужно научиться видеть и ценить красоту в рукотворном мире, в природе, искусстве, а также в межличностных отношениях. Пребывание в детском саду невозможно представить без праздников и досугов, которые дарят дошкольникам яркие впечатления и сохраняются в памяти. Но воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. 

  С введением Федерального государственного стандарта детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.  

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения является важным аспектом развития личности каждого ребёнка. Без помощи родителей добиться хороших результатов в воспитании детей очень сложно. В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, поэтому основой успеха является сотрудничество с родителями. 

        В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами  (ФГОС), досуг в детском саду представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.  В системе дошкольного образовательного учреждения КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КДД)  определяется как деятельность, реализуемая в свободное время. Цель КДД: вызвать эмоциональный отклик детей на музыкально-игровую деятельность; закрепить на игровом материале знания, умения и навыки ребенка.

        Это направление является  важной сферой индивидуализации и социализации ребёнка, и включает:  ДОСУГИ, ПРАЗДНИКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, САМООБРАЗОВАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ОТДЫХ . 

Поскольку одним из средств формирования личности ребенка в детском саду является музыкальное воспитание, а досуги почти всегда сопровождаются музыкой, то без тесного взаимодействия с родителями воспитанников здесь не обойтись. Мероприятия, организуемые педагогами в рамках досуговой деятельности с привлечением родителей, более полно раскрывают творческие способности детей, т.к. они здесь в увлекательной форме получают новые знания, раскрепощаются, становятся инициативнее и самостоятельнее, чувствуют поддержку и становятся увереннее.  Родители наших воспитанников являются активными участниками творческих проектов, праздников, фестивалей. Цель таких мероприятий — создание благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых, радости совместного творчества. Видя заинтересованность, к нам приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.  Такая форма работы дает возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.

        К сожалению, не все родители обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. В наше время семья нередко становится нестабильной, конфликтной, разрушаются и теряются  навыки  родительского поведения -- измученные и недовольные родители часто изливают свои негативные эмоции на ребенка. А ещё родители  иногда  любят перекладывать ответственность на педагогов, не обращая своего внимания на взаимоотношения внутри семьи. Проблемы взаимоотношений в семье выливаются в проблемы ребенка. В нашем учреждении мы активно используем действенную и разумную технологию взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого наши педагоги делятся с родителям методическими идеями проведения праздников, досугов, концертов. Примерами совместных дел могут быть: проекты, выставки, государственные праздники, музыкально-литературные вечера (музыкальные гостиные).  Данная технология позволяет воспитывающим взрослым (педагогам, родителям) лучше понять друг друга, снять напряжение в отношениях, оказать поддержку и помощь в воспитании и развитии дошкольника.         Поскольку музыка оказывает влияние на наши эмоции, то с её  помощью можно задать необходимое настроение, чтобы избавиться от всего лишнего и негативного, что давит на нас психологически и ослабляет наш иммунитет, в таком случае она имеет даже исцеляющее действо. Главное -- создать взрослыми комфортный  эмоционально-положительный климат.

        Принято считать, что досуг -- это отдых,  который снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Но это не пассивное лежание на диване или сидение в кресле, хотя дома 15мин. после рабочего дня это необходимо.  У нас под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности. Отдых может быть активный -- занятия спортом, эстафеты, подвижные игры, работа на участке, игры с песком, снегом, прогулки, игровая деятельность; и пассивный -- рассматривание красивых объектов, слушание музыки, непринужденная беседа на тему, волнующую ребенка, размышления, беседа со взрослым, чтение книг, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, рассматривание иллюстраций.  

Из всей  классификации культурно-досуговой деятельности детей я подробнее остановлюсь на  музыкальных гостиных. Музыкальная гостиная -- это форма приобщения к прекрасному, где царит атмосфера доброжелательности и равенства, это цикл музыкально-литературных занятий для дошкольников старшего возраста, соединяющих  музыку, слово, изобразительное творчество и общение. Цель таких вечеров: формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке; накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной классики; расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия; развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение детей. Синтез искусств формирует познавательный интерес  и любовь к музыке, поэзии, живописи позволяет детям приобрести свой культурный опыт. В основе таких вечеров  лежит коллективная деятельность, и участие родителей в таких вечерах особенно ценно, так как они сближают и объединяют семью, появляется желание пойти в музей изобразительных искусств, на выставку, театр, филармонию, на концерты классической музыки. Д.Б.Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешне сюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, и  Б.Л.Яворский считал, что детям свойственно именно целостное восприятие искусства, т.е. синтез музыки, живописи и литературы.

        Хотя Музыкальные гостиные не выделены отдельно, но именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи художественно-эстетическое развития:

культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;

- развитию детского творчества в различных видах искусства;

- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;

-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

- формированию вкуса, коммуникативной культуры детей;

- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в посещении театров и концертных залов.  

        Впечатления от первой встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь, поэтому нам, педагогам-музыкантам, так важно уже в детском саду приобщать детей к подлинным  шедеврам  музыкального искусства, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, и через музыку, живопись, поэзию формировать личность, способную сопереживать, сострадать, понимать красоту и добро.  Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений.  Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте окружающего мира, а синтез искусств -- музыка, слово, живопись  здесь играют  неоценимую роль. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии.

        Нам часто не хватает времени на  занятиях, чтоб вслушаться в классическую музыку, потому что процесс погружения в мир музыкальных образов является самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошколят. Музыкальный образ абстрактен и поэтому предполагает множественность трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути. Музыкальный образ развертывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии. И дошкольнику с его наглядно-образным мышлением, неустойчивым вниманием трудно воспринимать и анализировать все время развивающийся музыкальный образ. Вот почему нужно помочь малышу войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы “опирается” на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку раскрыть музыкальный художественный образ. 

        Тему музыкальной  гостиной нужно глубоко продумать, подобрать соответствующие репродукции, иллюстрации, поэзию и прозу, музыку,  создать презентацию по теме, составить сценарий. Затем выбрать неравнодушных ведущих (хозяев гостиной),  которые будут руководить ходом гостиной.  Сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Начинается гостиная с объявления темы и  представления гостей. А гости -- родные детей --  своей заинтересованностью и восторгом могут создать неповторимую среду единения родственных душ в порыве любви к прекрасному. Встречи с музыкой в “Музыкальной гостиной” -- это ‬отличная форма творческого сотрудничества и взаимодействия в воспитании и развитии гармоничной личности ребенка. Она помогает культуре стать в нашей жизни повседневно востребованной.

        Программа О.П. Радыновой “Музыкальные шедевры” может служить руководством к действию, как некий эталон по работе над восприятием музыки. Создается соответствующая благоприятная, располагающая обстановка для восприятия музыки, это может быть при свечах у декоративного камина на ковре. Сам процесс слушания музыки не является дополнительной нагрузкой для детей, а становится познавательно-развлекательным. При этом ведущий педагог ненавязчиво наталкивает дошкольников  на размышления по какому-либо вопросу, связанному с данным сочинением, и дети сами незаметно включаются в поиски ответа, тем самым активизируя мыслительный процесс.

        С наибольшим удовольствием и желанием дети участвуют  в “Музыкальной гостиной”, когда идет разговор о сказке в музыке, т.е. о музыкальных произведениях, в основе которых лежат сказочные сюжеты. Это “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” с музыкой П.И.Чайковского, “Золушка” С.С.Прокофьева, “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римского-Корсакова.         

Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные оперы и балеты. Сказка, обогащенная образной, выразительной, прекрасной музыкой, дополненная визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает “звучать” для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов.  Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Непосредственно перед тем, как начать знакомство с музыкой, прошу воспитателей, а дома родителей,  прочитать с детьми саму сказку или посмотреть мультфильм по теме, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет. Подбор иллюстраций, репродукций, соответствующих сюжету можно поручить родителям, или по ним составить презентацию.  Наглядность помогает детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Разучивание дома по ролям диалогов из текстов сказок с родителем, с тем, чтобы потом прочитать его с ребёнком на встрече в музыкальной гостиной, без сомнения западёт в душу ребёнка навсегда.  Все эти приёмы усиливают впечатления от музыки, вызывают в детском воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце. Девочки с удовольствием передают образ танцующих снежинок, взяв в руки белые шифоновые шарфики. А, исполняя “Вальс цветов”, надевают на запястья рук большие разноцветные розы.

        Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой способствуют развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.  При помощи  ИКТ- технологий можно совершить виртуальное путешествие в музей, театр, парк  ит.п.

        Особо детям нравятся путешествия по паркам  в разное время года. Музыкальные клипы с демонстрацией творчества художников- пейзажистов позволяют более глубокому пониманию красоты и богатства музыкальной и художественной культуры человечества,  а если ещё на этом фоне читать соответствующие стихи, то эффект будет наиболее максимальным. В результате такой работы прекрасно формируется познавательный интерес ко всем видам искусства. Описывая словами свои музыкальные впечатления, дети развивают образную речь и формируют свой активный словарный запас.

Темы для проведения Музыкальных  гостиных:

1. "Осторожно, листопад"

2." Чародейкою Зимою околдован, лес стоит"
3."О, весна без конца и края"

4. "Летний вечер тих и ясен"

5. "У лукоморья" (по сказкам Пушкина)

6. В зале звучит Чайковский

7. Маленький вундеркинд Моцарт

8. Волшебная музыка Грига

9. Путешествие в оперу

10. Путешествие в балет

11. Путешествие по симфоническому оркестру

12.Путешествие по оркестру народных инструментов