«Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах и предложениях. Пчелка Лола и ее друзья»

Федорова Надежда Геннадьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах и предложениях. Пчелка Лола и ее друзья»

Цель: автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

 Образовательные:

- упражнять в правильном произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;

- упражнять правильно выстраивать визуально-ритмические ряды;

- закрепить знание названия цветов.

 Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- формировать длительную направленную воздушную струю;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание и память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию;

- воспитывать аккуратность и трудолюбие;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать внимание, слушать инструкцию логопеда

Оборудование: 4 пчелки, пособие «Тучка», мяч, картинки с изображением машинок для артикуляционной гимнастики, карточки с предложениями, 3 корзинки со схемами, предметные картинки, сундучок, конверты., стаканчики, фишки. 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

         Учитель-логопед: - Здравствуй! К нам сегодня пришел гость. А кто это ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Готовит лакомство,

Хотя не повариха.

Иголку носит при себе,

А не портниха
(ответ ребенка: пчела)

Учитель-логопед: - Правильно, это пчела. А вот и она. Ее зовут Лола. Она прилетела к нам из своей волшебной страны, чтобы мы научили ее правильно произносить звук [л]. Давай поможем ей.

II. Основная часть.

1. Введение в тему занятия

         Учитель-логопед: - Чтобы звук [л] получился красивым, нам нужно сделать зарядку для язычка. Давай научим пчелку. А заодно, поиграем с нашей машинкой.

2. Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбка»

Улыбается машинка,

У нее помыта спинка.

2. «Широкая дорога».

Вот широкая дорога,

Здесь машин проедет много.

3.  «Узкая дорога».

Это узкая дорожка-

Здесь машин совсем немножко

4. «Лужи на дороге»

На дороге грязь, как каша.

Не буксуй, машина наша!

5. «Толкаем машинку»

На пути опять преграда,-

Подтолкнуть машинку надо.

(Выполнять упражнение под счет до 5)

3. Дыхательная гимнастика

         Учитель-логопед: - Пчелка рассказала, что когда она летела к нам, за ней увязалась одна хмурая тучка, и теперь она мешает пчелке научиться правильно и красиво произносить звук. Давай спасем пчелку, и прогоним хмурую тучку. Подуем на нее, чтобы она улетела. Не забывай правила красивого дыхания- не нужно надувать щечки и поднимать плечи. Воздух набираем через нос, выдыхаем ртом.   

4. Изолированное произношение звук [л]. Уточнение артикуляции

         Учитель-логопед: -Язычок размяли, правильно дышали. А теперь давай покажем пчелке, как же правильно произносится наш звук[л]. (Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язычок упирается в верхние зубы). Давай попробуем произнести этот звук.

5. Автоматизация звука [л] в слогах.

         Учитель-логопед: - Мне кажется, что у Лолы тоже получилось. И ей так понравилось, что она хочет пропеть вместе с тобой песенку с этим звуком. Повторяй эту песенку:

ЛА-ЛО-ЛЭ

ЛУ-ЛО-ЛЫ

ЛО-ЛА-ЛУ

АЛ-ОЛ-УЛ

ИЛ-ЫЛ-ЭЛ

АЛА-АЛА-АЛА

ОЛО-ОЛО-ОЛО

УЛУ-УЛУ-УЛУ

Учитель-логопед: - Молодец! Какая красивая получилась песенка.

7. Игра на развитие фонематического слуха с мячиком «Поймай звук!»

         Учитель-логопед:  Послушай, мне кажется, к нам еще кто-то летит. Да ведь это еще друг нашей Лолы, маленький пчелёнок. Он говорит, что тоже хочет поиграть с нами и принес для игры мяч! Я буду кидать тебе мяч и называть слова. Если в слове есть звук [л], ты мяч лови, а если нет- откидывай.

 

-Лак, цвет, лавка, дом, утюг, ласты, акула, зима, туфли, пенал, стакан, ягода, зал.

          

7.  Автоматизация звука [л] в словах. Развитие фонематического слуха

         Учитель-логопед: - Посмотри, кажется, к нам прилетела еще одна пчелка. Она тоже хочет присоединиться к нам. У нее с собой три корзиночки со схемами и картинки. Надо назвать картинки и определить где спрятался звук [л]: в начале, середине или в конце. Положить картинку в подходящую корзинку. Если Звук [л] находится в начале слова обозначающего то, что изображено на картинке, положим картинку в первую корзиночку, если в середине –во вторую, а если в конце- то в третью.

 

Лотос, весло, кукла, лодка, луна, укол, пенал, акула, лук.

 

8.Игра «Запутанные истории» Автоматизация звука [л] в предложениях.

         Учитель-логопед: - Как у пчелки много друзей! Вот и еще один прилетел. Говорят, он любит писать истории, только постоянно все путает. Послушай предложения и справь их.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Стул укатился под клубок.

Флажок махал Павлом.

9. Игра «Стаканчики»

Учитель-логопед: - Все пчёлки собрались и перед тем как улететь предлагают тебе еще одну занимательную игру.

Закончи ряд: синий стаканчик, желтый стаканчик, синий, желтый…

Около синего стаканчика положи одну фишку, а около желтого – 2.

Стучи стаканчиком столько, раз, сколько фишек около него, на жёлтом стаканчике произнеси звук [л].

III. Итог занятия.

         Учитель-логопед: - Молодец! Всем пчелкам очень понравилось играть с тобой! Но им пора возвращаться домой.

Давай вспомним, чему ты научился на занятии?

 Посмотри, пчелки приготовили подарок для тебя. (Учитель-логопед отдает ребенку раскраску) Можешь идти играть.