Конспект НОД (средняя группа)

Бойченко Ирина Константиновна

Тема«Правила дорожного движения – правила нашей жизни»

Актуальность выбранной темы продиктована самой жизнью. Вследствие транспортных аварий погибает детей больше, чем при всех других видах травматизма. Обязанность каждого взрослого человека научить детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения.

Цель:

• формировать осознанно – правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. ;

• продолжать закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора, о дорожных знаках, видах транспорта.

Задачи:

Образовательные:

• совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;

• закрепить знания детей о назначении некоторых дорожных знаков : «Пешеходный переход»«Подземный переход»«Надземный переход»«Автобусная остановка»;

• закрепить знания о назначении сигналов светофора и видах транспорта;

Развивающие:

• развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице;

• развивать внимание, быстроту реакции, логического мышления, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• вызвать эмоциональный отклик;

• воспитывать в детях чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к ПДД и желание следовать им.

Методы: игровой, наглядный, словесный.

Приё мы: сюрпризный момент.

Предварительная работа:

• подготовка атрибутов к НОД;

• рассматривание иллюстраций «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта;

• чтение стихов, загадок, художественной произведений по правилам ПДД;

• беседы о транспорте, дорожных знаках и ПДД;

• разучивание пальчиковой гимнастики по ПДД;

• просмотр мультфильмов«Уроки тётушки совы»;

• дидактические игры «Четвертый лишний»«Собери картинку из частей»«Кто больше назовёт дорожных знаков» и т. д. ;

• подвижные игры «Воробушки и автомобиль»«Цветные автомобили» и др.

• сюжетно – ролевые игры«Шофёры»«Полиция» и т. д.

Словарная работа: мостовая, пешеход, шофёр, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор.

Оборудование и материалыдорожные знаки, пешеходные переходы, светофор, разрезные карточки транспорта (пазлы).

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Речевое развитие»«Познавательное развитие».

ХОД

Организационный момент

В: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся все дружно(дети здороваются)

- Настроение у вас какое?

Д: -Хорошее!

В: Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям.

(дети дуют на ладошку, а затем садятся на стулья)

(Стук в дверь. Входит ребёнок в костюме зайчика)

В: Ребята, смотрите, входит зайка чуть живой. Зайка, где ты скакал и что произошло с тобой?

З: на мостовой! Не послушался я маму. Отдавил автобус лапу.

В: Так ты, наверное, не знаешь правил дорожного движения?

З: Нет! А что это такое?

В: ПДД – это такие правила, которые обязательно нужно соблюдать на дороге.

- Садись зайка и послушай, а мы с ребятами расскажем и покажем главные правила дорожного движенияНо сначала нужно отгадать загадку:

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Д: Светофор

ВПравильно. Это светофор. (показ иллюстрации светофора)

- Для чего он нам нужен?

Д: Руководить переходом, управлять дорогой, чтобы не было аварий на улице, и все двигались по правилам.

В: А какие цвета есть у светофора?

Д: красный, жёлтый, зелёный.

ВНазовите цвета по расположению:

Д: верхний – красный, средний – жёлтый, нижний - зелёный

В: Что они обозначают для пешеходов?

Д: Красный цвет – стой на месте;

Жёлтый – внимание приготовиться;

Зелёный – можно переходить.

В: Ребята, на какой же сигнал светофора нельзя переходить дорогу?

Д: на красный.

В: А на какой свет можно переходить дорогу?

Д: на зелёный.

В: Молодцы, ребята, хорошо усвоили сигналы светофора. А теперь немножко поиграем. И начнем мы с вами с наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Правила дорожного движения»

(игра проводится стоя)

Красный – он один такой (погрозили указательным пальцем - вперед - назад)

Не иди, (погрозили указательным пальцем влево – вправо)

А просто стой! (указательный и средний пальцы правой руки вниз)

Жёлтый – всё ещё стоим (указательный и средний пальцы левой руки вниз)

И внимательно следим. (поднять вверх указательный палец)

А зелёный подмигнёт – (подмигнуть)

И свободен переход! (обе руки повернули в одну сторону – «пропускающий» жест)

Подвижная игра «Светофор»

(воспитатель объясняет правила игры : зелёный – все маршируют на месте; жёлтый – перестают маршировать; красный – все присядут)

В: Ребята! А как узнать, в каком месте перейти дорогу правильно и безопасно?

Д: по пешеходному переходу.

В: А как выделяется пешеходный переход на улице?

Как нам его узнать?

Д: На дороге начерчены широкие, белые и жёлтые полосы.

Они далеко видны и пешеходам и водителям.

ВПравильно ребята, молодцы! (показ иллюстраций пешеходного перехода)

- А на кого похожа эта полосатая дорожка?

Д: на зебру.

В: Да, на зебру! Её называют зебра переход. Про неё даже есть стихотворение! Вот послушайте:

Чуть похожа на гармошку

И на лесенку немножко,

На тельняшку и матрац,-

Мы ходили по ней не раз,

И машины тормозили

И друг другу говорили:

«Тише ход! Тише ход!

Видишь, зебра – переход!»

- А ещё ребята пешеходный переход обозначается вот таким знаком

(показ знака пешеходного перехода)

- Его легко запомнить. На голубом фоне в белом треугольнике шагает по зебре черный человечек.

В: Ребята, кроме пешеходного перехода «зебра» существуют и другие переходы, например, надземный пешеходный переход (показ картинки). Пройдя по нему, вы окажитесь на другой стороне дороги.

- Есть подземный пешеходный переход – тоннель (показ картинки)

- Как вы думаете, почему он называется подземным?

Д: потому что проходит под землей.

В: Пройдя по такому переходу, вы окажитесь на другой стороне дороги.

- Запомнили, какие бывают виды пешеходных переходов? Повторите.

Д: наземный – «зебра», надземный, подземный.

В: Ребята, а как называют людей идущих по улице?

Д: пешеходы

ВА сейчас поиграем в игру:

Игра «Пешеходный переход»

(воспитатель объясняет правила игры – мы с вами пешеходы, а 1 ребёнок, на противоположной стороне держит сигнальные круги (красный, желтый, зелёный) и по очереди показывает. На зелёный сигнал светофора дети переходят дорогу по «зебре» парами. На красный и жёлтый стоят. Игра проводится 2 раза)

(после игры дети садятся на стулья)

В(обращаясь к заиньке). Теперь ты заинька запомнил, как правильно переходить дорогу?

Здорогу нужно переходить только на зеленый сигнал светофора или только там, где есть знак пешеходный переход.

- Ой, как лапка у меня сильно болит. Боюсь, что до леса я не добегу.

В: Зайка, а мы тебе поможем! И до леса ты не побежишь, а доедешь. А вот на чем, ребята тебе подскажут.

- Какие виды транспорта вы знаете?

Д: наземный, водный, воздушный.

В: Давайте поиграем в игру и узнаем на каком транспорте зайка доберется до леса.

Игра - пазлы «Собери картинку»

воспитатель объясняет задачу: из частей необходимо сложить целую картину и прикрепить на доске)

В: Молодцы! Что получилось у вас?

Д: полицейская машина, пожарная, скорая помощь, автобус.

В: И так, на чем зайка до леса доедет?

Д: на автобусе (показ картинки)

В: А почему не на скорой помощи, пожарной машине, полицейской машине.

Д: они специальные.

В: Как называется профессия человека, который управляет машиной?

Д: шофёр.

Игра «Мы – шофёры»

(дети показывают движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шофёры хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

В: И правда, вы «шофёры хоть куда».

В: И так зайка, до леса ты доедешь на автобусе. А садиться ты будешь на автобусной остановке.

- Ребята, а каким знаком обозначается автобусная остановка?

Кто мне поможет?

(ребенок демонстрирует знак «Автобусная остановка»)

-Знак устанавливается в специально выделенных местах.

- А пока ты зайка ждешь автобус, я предлагаю тебе вместе с ребятами поиграть в игру:

Игра «Запрещается – разрешается» :

- играть и прыгать на остановке…

- громко кричать на остановке…

- в автобусе вести себя спокойно…

- уступать место старшим…

- высовываться из окна…

- уважать правила движения…

- идти по тротуару…

- переходить улицу на жёлтый сигнал светофора…

- играть на проезжей части…

- учить правила дорожного движения…

З: Спасибо ребята вам! Сегодня многому у вас научился, и теперь я всегда буду соблюдать правила дорожного движения! ДО СВИДАНИЯ!

(ребёнок с игрушкой автобуса увозит зайку)

В: Ребята, какое хорошее дело мы с вами сегодня совершили?

Д: научили зайку правилам дорожного движения.

• : Вы сегодня молодцы! И я уверенна, что вы будете и дальше соблюдать все правила на улицах нашего города.