Особенности познавательной и речевой активности в раннем возрасте

Волостнова Ольга Львовна

Консультация для педагогов и родителей.

Особенности познавательной и речевой активности

 в раннем возрасте

Ранний дошкольный возраст охватывает период от одного года до трех лет. Именно в этот возрастной период происходят существенные и очень важные изменения и качественные новообразования в познавательном и речевом развитии ребенка. Происходит активное формирование когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов. Неразрывно с познавательной сферой развивается речевая активность и деятельность ребенка дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является манипулятивная деятельность. Осваивая новые и важные свойства предметов, дошкольник активно осваивает окружающую его действительность.

Когда ребенок появляется на свет, он не обладает мыслительными операциями. Познание окружающего мира начинается с освоения ощущений и восприятия отдельных предметов явлений и образов, которые сохраняются в памяти новорожденного. Подобное практическое знакомство с окружающим миром дает мощный толчок для развития познавательной деятельности ребенка, закладываются простейшие мыслительные операции.

Надо понимать, что развитие мыслительной деятельности у детей раннего возраста не имеет стихийного характера развития. Оно происходит под руководством взрослых, которые воспитывают и развивают малыша. Взрослый, опираясь на опыт, который приобретает ребенок в процессе общения, передает ему знания, умения и навыки, до которых ребенок не может додуматься самостоятельно. Таким образом, под влиянием взрослого у ребенка происходит усвоение не только отдельных понятий, но и более сложных мыслительных процессов (обобщения, классификации, синтеза…).

В процессе общения со взрослыми у ребенка пополняется пассивный и активный словарь, он овладевает не только нормами произношения, но и правильного грамматического высказывания.

Основой формирования первых обобщений ребенка является усвоение названий предметов и явлений окружающей действительности. В процессе общения со взрослым, подражая ему, ребенок начинает самостоятельно употреблять слова в обобщенном значении.

Конечно, в силу недостаточности жизненного опыта ребенок вначале будет испытывать существенные трудности в усвоении и овладении общеупотребительным значение самых простых слов и понятий. Очень часто для детей раннего возраста характерно своеобразное употребление обобщений. Маленький дошкольник различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений окружающей его действительности, обобщает их по внешнему сходству. Такой уровень обобщения является нормой для данного периода, так как ребенку сложно разобраться во внутренних, более существенных особенностях предметов.

Еще одной особенностью детского мышления в раннем возрасте является то, что дети мыслят об окружающих их предметах и явлениях, с которыми они соприкасаются в настоящий момент. Мыслительные процессы не отделяются от практических действий с предметом, с которым ребенок взаимодействует в настоящее время. Мышление ребенка раннего возраста носит наглядно – действенный характер, которое предполагает непосредственный контакт ребенка с конкретным предметом и поиск правильного решения проблемной ситуации путем проб и ошибок.

Развитие умственных способностей ребенка и его познавательная активность находится в тесной взаимосвязи с развитием всех компонентов речевого развития. Перед родителями стоят важные задачи:

1.                     Расширять круг представлений ребенка об окружающей его действительности.

2.                     Знакомить ребенка с художественным словом, которое соответствует его возрастной норме.

3.                     Проводить беседы на различные бытовые темы, которые доступны для понимания ребенком раннего возраста.

Реализуя все поставленные задачи, родители будут тем самым не только расширять представления своего ребенка об окружающей его действительности, но и стимулировать познавательное и речевое развитие. Ребенок начнет быстро ориентироваться в пространстве знакомых для него предметов и самостоятельно решать проблемные ситуации, соответствующие возрасту. Мыслительная деятельность стимулирует речь, сначала на уровне употребления существительных, затем глаголов и т. д., которая при помощи взрослого (правильный речевой образец) перерастет в связное речевое высказывание. Поэтому, в семейной обстановке важно создавать такие условия общения для ребенка, чтобы он испытывал удовольствие от активного речевого взаимодействия с близкими для него людьми. Таким образом ребенок не только будет получать новые знания, обогащать свой словарный запас, но учиться правильно стоить предложения.

Важно помнить, что ранний возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка, его не следует недооценивать. Многие родители думают, что можно начать работать над развитием речи немного позже, через год или два. Нет, это неверное рассуждение. Очень важно следовать правилу – здесь и сейчас! Ребенок начинает произносить первые слова с пониманием, нужно уделить особое внимание этому периоду, активно участвовать в развитии ребенка:

- поддерживать беседы с ним,

- играть,

- петь песенки, попевки,

- читать стихи и сказки,

- слушать ребенка.

Разговаривая с ребенком, не нужно произносить слова за ребенка, начинать и заканчивать слова за него. У ребенка в подобной ситуации отпадает необходимость речевого общения (произносить новые сложные слова, новые звуки). Ребенок овладевает речью путем подражания, поэтому взрослому очень важно следить за своим речевым высказыванием, оно должно быть неторопливым, четким, с правильным звуконаполнением.

В итоге нужно сказать, что для каждого ребенка свойственен свой темп развития. Если родители заметили, что малыш имеет расхождение со своими сверстниками, не стоит паниковать. Но оставлять без внимания ситуацию не нужно. Необходимо обратиться к специалистам и получить своевременную консультацию.

 Автор: Семенова Елена Валентиновна