Нейроигры в работе логопеда
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры). Это
эффективный прием, позволяющий помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное
выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;
Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Основная цель: коррекция проблем психического развития нейропсихологическими
методами.
Задачи
- Функциональная активация подкорковых образований мозга
- Стабилизация эмоциональной регуляции
- Развитие высших психических функций
- Стабилизация межполушарного взаимодействия
- Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции
- Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
Создателями нейропсихологии являются: Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть
использованы на логопедических занятиях.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Двуручное рисование. Инструкция: двумя руками одновременно проведи по
линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук).
- Проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком.
- Выкладывание цветными магнитами.
- Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами.
- Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова.
- Двуручные упражнения для развития межполушарных связей.
- Одновременно вести машинку по круговой дороге.
- Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор.
- Одновременно показать и назвать букву. Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.
Игры на выкладывание одновременно двумя руками.
Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п.
Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой
рукой – З, а левой Ж.
Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета. Задание можно усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.
Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками.
С помощью таких нейроупражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.
Коррекционные нейроигры:
Игра: «Поймай звук»
Игра: «Собери дорожку к мышкам»
При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.
Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает
дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно,
Игра «Цветные мышки». Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.
Вывод:
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает
положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает
состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к
произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков
речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных
звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования
словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических
тем, развития моторики.
https://www.almanahlogopeda.ru/publications?id=4944