Нейроигры в работе логопеда

Волостнова Ольга Львовна

         В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры). Это

эффективный прием, позволяющий помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

         Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное

выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;

           Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Основная цель: коррекция проблем психического развития нейропсихологическими

методами.

Задачи

  • Функциональная активация подкорковых образований мозга
  • Стабилизация эмоциональной регуляции
  • Развитие высших психических функций
  • Стабилизация межполушарного взаимодействия
  • Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции
  • Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

         Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

      Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

       Создателями нейропсихологии являются: Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

      Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть

использованы на логопедических занятиях.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

  • Двуручное рисование. Инструкция: двумя руками одновременно проведи по

линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук).

  • Проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком.
  • Выкладывание цветными магнитами.
  • Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами.
  • Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова.
  • Двуручные упражнения для развития межполушарных связей.
  • Одновременно вести машинку по круговой дороге.
  • Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор.
  • Одновременно показать и назвать букву. Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.

Игры на выкладывание одновременно двумя руками.

Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п.

Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой

рукой – З, а левой Ж.

Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета. Задание можно усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.

Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками.

           С помощью таких нейроупражнений   ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.

Коррекционные нейроигры:

Игра: «Поймай звук»

Игра: «Собери дорожку к мышкам»

        При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.

Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает

дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно,

Игра «Цветные мышки». Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.

Вывод:

 Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает

положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает

состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к

произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков

речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

 Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных

звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования

словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических

тем, развития моторики.

https://www.almanahlogopeda.ru/publications?id=4944