"Весёлые матрёшки" - технологическая карта од

Киреева Галина Валентиновна

 

Технологическая карта образовательной деятельности

по  ОО  «Познавательное развитие» (приобщение дошкольников к истокам русской национальной

культуры посредством ознакомления с народными промыслами России) 

2 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ood.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» с. Становое

Технологическая карта открытой образовательной деятельности

по  ОО  «Познавательное развитие» (приобщение дошкольников к истокам русской национальной

культуры посредством ознакомления с народными промыслами России)

 во второй младшей  группе

Тема:«Весёлые матрёшки»

Киреева Галина Валентиновна

воспитатель высшей квалификационной категории

с. Становое

2025 год

Технологическая карта

 

Образовательная область

Познавательное развитие

Интеграция видов деятельности

Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.

Вид занятия:

Игровое занятие

Формы организованной образовательной деятельности: 

Фронтальная

Виды детской деятельности

Игровая деятельность,  коммуникативная деятельность, речевая деятельность, двигательная деятельность, изобразительная деятельность.

Цель занятия

Формирование интереса к русской народной игрушке – матрёшке.

Задачи

Образовательные:Учить детей украшать фартучки матрёшек в нетрадиционной технике «печатание ватными палочками».

Создавать рисунки с помощью ватных палочек, привлекать внимание детей к народной игрушке – матрёшке.

Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Развивающие:Расширить знания детей о матрёшках, познакомить детей с матрешкой как с народной игрушкой.

Развивать изобразительное творчество детей, связную речь детей, общую и мелкую моторику рук.

Развивать умение анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей.

Воспитательные:Воспитыватьинтерес к народной культуре, эстетический вкус, бережное отношение к игрушке.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Подготовительная работа

Беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка»; рассматривание иллюстраций, настоящих изделий матрёшек; игры с матрёшками; чтение стихотворений о матрёшке.

Оборудование

Демонстрационный материал: проектор, ноутбук, слайды с изображением матрёшек, деревянная игрушка матрёшка, образец для показа раскрашенной матрёшки, картинки с народными промыслами, сундучок.

Раздаточный материал: цветные заготовки матрешек для разукрашивания на каждого ребёнка, ватные палочки, гуашь, салфетки бумажные и влажные, баночки с водой.

Методы и приёмы

Методы: игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент.

Приёмы: постановка цели, сравнение, вопросы к детям, обобщение, поощрение, объяснения, указания.

Содержание НОД: 

№ п/п

Этап занятия  (Структурные  компоненты деятельности)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Встанем дружно все в кружок,

Получился хоровод,

Мы друг другу улыбнёмся,

Подмигнем и засмеёмся!

Дети встают в круг.

Приветствуют  гостей и друг друга.

1мин.

2.

Проблемная ситуация(или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

-Ребята, у меня для вас есть сюрприз. А что это вы узнаете, когда отгадаете загадку, слушайте внимательно:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Это русская

-Правильно,  Матрёшка. А где же она спряталась? Как вы думаете?

Спряталась она вот в этом волшебном сундучке.

Пробует открыть, сундучок не открывается.

-Сундучок не открывается! Чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка.

Раз, два, три, сундучок отопри.

Воспитатель открывает сундучок и достает Матрёшку.

- София, кто это? Диана, кто это? Захар, кто это?

Это кукла Матрёшка – русская народная деревянная игрушка в виде расписной куклы, символ России. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. Она румяная, в нарядном ярком сарафане, на голове яркий платочек.

- А у вас дома есть Матрёшка?

-Влад подержи матрёшку.Чувствуешь какая она тяжелая? Хотите узнать почему?Потому что она сделана из дерева

(Воспитатель трясёт матрёшку) и она к нам пришла не одна, а привела с собой подружек.

Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!

Воспитатель открывает большую матрёшку и достает еще матрешек – выставляет их в ряд.

Посмотрите, целая семья матрёшек, вот как много куколок спряталось в одной матрёшке. Матрёшка – кукла не простая, а  с секретом. В большой матрёшке живут ее дочки: мал, мала, меньше. Матрёшка – символ семьи, они вместе живут, любят и заботятся друг о друге и если испугаются, прячутся друг в дружке. Сколько было матрёшек? А стало?Давайте просмотрим, во что одеты матрёшки.

Что у них на голове? Что у них на туловище?

Чем украшен сарафан? Все матрёшки у нас разного роста. Эта матрёшка какая?Эта матрёшка какая?

Ребята, матрёшка очень добрая игрушка, она любит дружить и наши матрёшки тоже хотят с вами подружиться. А вы хотите?

Давайте с нашими матрёшками поиграем и превратимся в матрёшек.  Я буду мама – матрёшка, а вы мои дочки и сыночки.

Девочкам надеть платочки, мальчикам картузы, себе платок.

Ну-ка, за руки беритесь,

В круг скорее становитесь!

Вы, ребята, не зевайте,

Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!

Физкультминутка «Весёлые Матрёшки»

Хлопают в ладошки, дружные матрешки,

На ногах сапожки, топают матрешки.  

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Матрёшки озорные, матрешки расписные

Ладушки, ладушки, веселые матрешки.

Дети слушают.

Ответы детей.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова.

Индивидуальные ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Становятся в круг.

Хлопают в ладоши

 Топают ногами

 Наклоны телом влево – вправо

 Наклоны вперёд

 Красуются
Хлопают в ладоши

5минут

3.

Основной этап

Проектированиерешенийпроблемнойситуации,

актуализация знаний,  или начало выполнения действий по задачам НОД

-Ребята, посмотрите а в нашем волшебном сундучке еще что -то лежит. Что это?

Давайте мы его откроем и узнаем, что в нём написано? Здесь письмо, его написали матрёшки, вот послушайте: «Здравствуйте, ребята! Однажды художник рисовал нас и забыл украсить  фартучки. Помогите нам, дорисуйте, пожалуйста».Воспитатель показывает изображения матрёшек.

Что же делать? Как нам быть? Как нарядить матрёшек?

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять,

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

-Ребята, пройдите к столам, мы будем украшать матрёшек.

Чем можно раскрасить? Ой, ребята и кисточек то у нас тоже нет, что будем делать? - Я вам предлагаю сегоднярисовать необычным способом, ватными палочками – методом тычка.

В краску палочку обмакнём

Её немножечко возьмём.

Фартучки распишем

Яркими цветами,

Точками, кружочками.

Постараемся немножко –

Станет радостней Матрёшка.

Посмотрите, как я буду рисовать. Я возьму ватную палочку, обмакну в краску и методом тычка нанесу маленькие кружочки.

- Я выбрала для своей матрешки цвета - красный и желтый, моя матрёшка получилась очень яркая и нарядная.Воспитатель показывает вариант раскрашенной матрешки, проговаривая действия.

 Сначала мы макаем палочку в желтую краску и ставим точки – цветочки посередине сарафана. Затем, макаем палочку в красную краску и ставим точки – цветочки по кругу рядом с жёлтой точкой на фартучке у матрешки.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек  смело.

Вверх-вниз, вправо-влево 

Гордо, словно королева,

Палочка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Мы рисуем: раз, раз,

Всё получится у нас!

Ответы детей.

Ответы детей.

Выполняют гимнастику вместе с воспитателем.

Ответы детей.

Дети садятся за столы, украшают фартуки матрёшкам (самостоятельная творческая деятельность детей под музыкальное сопровождение)

7 минут

3.

Заключительный этап

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Посмотрите, какие яркие фартучки получились.

Разложить раскрашенные матрёшки на столе.

Матрёшки улыбаются и говорят вам спасибо!

Зрительная гимнастика.

От такой красоты заболели глазки. Закрываем мы глаза,

Открываем мы глаза, вот такие чудеса.

Какие матрёшки у нас получились?

 Посмотрите - вот они

И румяны и пышны.

 В сарафанах пёстрых

Наши русские матрёшки.

Кукла Матрёшка – нарядна, красива,

Кукла Матрёшка – улыбка России!

- Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, кто был у нас сегодня в гостях? А из чего сделана матрёшка? Какие матрёшки? Что мы делали с матрёшкой?

- Вы сегодня все справились с заданием и помогли художнику раскрасить фартучки Матрёшек. Вам понравилось быть художниками?  Ребята, Матрёшки погостят у нас и вы сможете  с ними поиграть. А когда наши рисунки высохнут, мы подарим их матрешкам.

Рассматривают раскрашенных матрёшек на столе.

Выполняют зрительную гимнастику.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

2 минуты

Рефлексия