Проект «Огород на окне»

Проект «Огород на окне» (старшая группа)

 Проект: долгосрочный.

Образовательная область: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 2 месяца. (февраль, март).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -na-okne-2023-1-1.docx524.39 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Огород на окне»

(старшая группа)

                                                                         

 

 

 

Проект «Огород на окне» (старшая группа)

 Проект: долгосрочный. 

Образовательная область: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 2 месяца. (февраль, март).

Участники проекта: дети старшей  группы, родители, воспитатели. Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем  огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность  предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата. Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное.     Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают,  внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях. 

   Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие  экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.    Задачи:

1.Расширить и обогащать   знания  и представления детей о культурных растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений

(перец, лук, цветы, овес),  

 4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. 9.Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам. Развивать познавательные и творческие способности

 Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

 «Как потопаешь, так и полопаешь»

Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.

Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.

Предполагаемый результат.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап

Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки , стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.

Сбор информации по теме совместно с родителями.

2 этап. Основной. 

Деятельность с детьми в рамках реализации проекта: 

Подготовка и проведение опытов, бесед.

Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми) Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.

Работа по организации огорода на окне: 

  • Подготовка почвы к посадке
  • Выбор ёмкостей для последующей посадки растений
  • Подготовка семян
  • Посадка семян (свеклы, салат, сладкий перец пшеница); луковиц (лук, чеснок).
  • Регулярный полив рассады
  • Рыхление земли после прорастания семян
  • Посадка лука в землю и в воду
  • Посадка пшеницы разными способами:

В воду и в землю с предварительным проращивание в тряпочке с водой.

  • Полив огорода на окне.

Исследовательская деятельность детей: 

  • Исследование почвы
  • Исследование семян
  • Наблюдение за проросшими семенами
  • Наблюдение за ростом лука - Ведение дневника наблюдения Беседы: 
  • «Как овощи попадают на стол»
  • «Овощи – наши друзья» -  «Садовые инструменты» Дидактические игры: 
  • Дидактическая игра «Собираем урожай» (Смотри приложение 3) 
  • Дидактическая игра «Вершки-корешки» (Смотри приложение 3) 
  • Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» (Смотри приложение 3) Творческая деятельность: 
  • Конструирование «Огородим огород»
  • Лепка «Овощи»
  • Рисование по содержанию загадок и стихов «Нас на грядке ждут друзья»
  • Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (Смотри приложение 4) - Отгадывание загадок «Загадки с грядки» (Смотри приложение 1) Чтение художественной литературы: 
  • Чтение стихотворений про овощи (Смотри приложение 2) - Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
  • Чтение украинской сказки «Пых»
  • Чтение русской сказки «Колосок»
  • Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
  • Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино» Деятельность родителей в рамках реализации проекта: 
  • Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта. 3 этап. Заключительный.

Развлечение «В стране Витаминии» 

  • организация выставки детских работ «Гости с грядки». 

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты: В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.

Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети бережнее стали относиться к растительному миру.

Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили  положительные эмоции от полученных результатов.  

Планируем продолжить работу на садовском уличном  огороде летом.  Посадить вы ращенную рассаду: помидоры, перцы, кабачки, огурцы и тыквы.

Список литературы

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2.Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология:

Практическое         пособие         для         воспитателей         и         методистов         ДОУ/         В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

  1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию О.А.Воронкевич – Спб: ДетствоПРЕСС, 2003. -336 с.
  2. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
  3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
  4. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

7.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с

Приложение 1.

Загадки с грядки. 

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом …(Картошка) Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …(Капуста) 

Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (Морковь) 

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? … (Свекла) 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук) Вырастает он в земле, Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку —

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок) Очень длинным вырастает И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат, Летом все его едят. (Кабачок) 

Золотая голова велика, тяжела;

Золотая голова отдохнуть прилегла;

Голова велика, только шея вот тонка. (Тыква) 

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…(Баклажан) 

Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (Перец) Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь.(Репа) Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска) 

На кустах тепличных красные плоды, Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат. (Помидор) Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы) Приложение 2. Стихотворения для чтения детям. 

Ю. Тувим «Овощи» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

Приложение 3. Дидактические игры. 

Дидактическая игра «Собираем урожай» 

Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети встают по кругу, воспитатель в центре.

Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!

Овощ называй и мяч мне возвращай».

Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.

Фрукт называй и мне возвращай!»

Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.

Дидактическая игра «Вершки - корешки» 

Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.

Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.

Ход игры: 

  1. вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки». Воспитатель: «Потерялись корешки, Заблудились все вершки.

Раз, два, три,

Себе пару ты найди!»

Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.

  1. вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» 

Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.

Ход игры: 

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.

Приложение 4.

Пальчиковая гимнастика. 

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла" 

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столе) 

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу) 

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок) 

Вот овощи спор завели на столе - (Удары кулачками и ладонями) Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики) 

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок) 

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони) 

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики) 

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок) 

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.) 

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики) 

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок) 

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)