Проект «Огород на окне»
Проект «Огород на окне» (старшая группа)
Проект: долгосрочный.
Образовательная область: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца. (февраль, март).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 524.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Огород на окне»
(старшая группа)
Проект «Огород на окне» (старшая группа)
Проект: долгосрочный.
Образовательная область: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца. (февраль, март).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата. Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают, внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи:
1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных растениях.
2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений
(перец, лук, цветы, овес),
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. 9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Развивать познавательные и творческие способности
Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе. Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап
Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки , стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.
Сбор информации по теме совместно с родителями.
2 этап. Основной.
Деятельность с детьми в рамках реализации проекта:
Подготовка и проведение опытов, бесед.
Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми) Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Работа по организации огорода на окне:
- Подготовка почвы к посадке
- Выбор ёмкостей для последующей посадки растений
- Подготовка семян
- Посадка семян (свеклы, салат, сладкий перец пшеница); луковиц (лук, чеснок).
- Регулярный полив рассады
- Рыхление земли после прорастания семян
- Посадка лука в землю и в воду
- Посадка пшеницы разными способами:
В воду и в землю с предварительным проращивание в тряпочке с водой.
- Полив огорода на окне.
Исследовательская деятельность детей:
- Исследование почвы
- Исследование семян
- Наблюдение за проросшими семенами
- Наблюдение за ростом лука - Ведение дневника наблюдения Беседы:
- «Как овощи попадают на стол»
- «Овощи – наши друзья» - «Садовые инструменты» Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Собираем урожай» (Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Вершки-корешки» (Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» (Смотри приложение 3) Творческая деятельность:
- Конструирование «Огородим огород»
- Лепка «Овощи»
- Рисование по содержанию загадок и стихов «Нас на грядке ждут друзья»
- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (Смотри приложение 4) - Отгадывание загадок «Загадки с грядки» (Смотри приложение 1) Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворений про овощи (Смотри приложение 2) - Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
- Чтение украинской сказки «Пых»
- Чтение русской сказки «Колосок»
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
- Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино» Деятельность родителей в рамках реализации проекта:
- Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта. 3 этап. Заключительный.
Развлечение «В стране Витаминии»
- организация выставки детских работ «Гости с грядки».
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты: В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети бережнее стали относиться к растительному миру.
Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Планируем продолжить работу на садовском уличном огороде летом. Посадить вы ращенную рассаду: помидоры, перцы, кабачки, огурцы и тыквы.
Список литературы
1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
2.Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию О.А.Воронкевич – Спб: ДетствоПРЕСС, 2003. -336 с.
- Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
- Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
7.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с
Приложение 1.
Загадки с грядки.
И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом …(Картошка) Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(Капуста)
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (Морковь)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (Свекла)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук) Вырастает он в земле, Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок) Очень длинным вырастает И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат, Летом все его едят. (Кабачок)
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка. (Тыква)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…(Баклажан)
Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь.(Репа) Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска)
На кустах тепличных красные плоды, Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат. (Помидор) Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы) Приложение 2. Стихотворения для чтения детям.
Ю. Тувим «Овощи» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Приложение 3. Дидактические игры.
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети встают по кругу, воспитатель в центре.
Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!
Овощ называй и мяч мне возвращай».
Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.
Фрукт называй и мне возвращай!»
Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.
Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.
Ход игры:
- вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки». Воспитатель: «Потерялись корешки, Заблудились все вершки.
Раз, два, три,
Себе пару ты найди!»
Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.
- вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.
Приложение 4.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла"
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столе)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (Удары кулачками и ладонями) Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
