Самостимуляция у ребенка

Нужно ли запрещать самостимуляцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostimulyatsiya_na_sayt.docx102.02 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом?

(консультация для родителей)

stim-aba

 

Самостимилирующее поведение, которое также называют «стиммингом», может принимать разные формы, и очень часто оно выводит из себя родителей и других членов семьи. Самостимуляциями называют повторяющееся поведение, которое приятно для ребенка, и которое помогает ему успокоиться или пробудить организм и центральную нервную систему. К сожалению, когда большинство детей с РАС «стимятся», они также почти полностью отключаются от окружающего мира и часто перестают реагировать на требования, попытки обратить на себя внимание и даже прикосновения.

Не у всех детей с РАС самостимулирующее поведение мешает обучению. Однако это можно сказать о многих детях. Если ребенок стимится в социальных или учебных ситуациях, то такое поведение трудно поддается коррекции, его бывает сложно игнорировать, и оно может вызывать негативное отношение к ребенку.

Примеры самых распространенных самостимуляций включают: раскачивание, кружение на месте, тряску кистями рук, жевание несъедобных предметов, выстраивание предметов в ряды, кручение предметов, разбрасывание предметов, чтобы посмотреть, как они падают, такие вербальные самостимуляции как крики, визги и повторения цитат из любимых телепередач, такие визуальные самостимуляции как разглядывание предметов и частое моргание, а также игры со слюной, разрывание бумаги на маленькие кусочки и другие.

Многие родители хотели бы, чтобы их дети вообще никогда не стимились. Другие родители хотят знать, когда можно позволять ребенку стимиться, а когда нет.  Первое правило, которое гласит — никогда не пытайтесь полностью избавиться от какой угодно самостимуляции.

Причина в том, что самостимуляция всегда выполняет какую-то функцию для ребенка. Если же вы полностью лишите его возможности стимиться, то ребенок поневоле будет искать замену этому поведению, и эта замена может оказаться куда хуже. Например, вы не будете позволять ребенку трясти кистями рук, и он начнет жевать свои пальцы. Представьте, что после тяжелого рабочего дня вы обычно снимаете стресс с помощью горячей ванны и любимой музыки, и вдруг к вам начнет подходить в эти моменты терапевт, который будет выключать музыку и воду и решительно говорить: «Нет. Положи руки на колени». Какая у вас будет реакция?

Так что я не рекомендую полностью избавляться от самостимуляции. Да, я понимаю, что стимминг может утомлять родителей и вызывать проблемы в общественных местах. Однако если вы сможете определить функцию стимминга, то вы сможете научить ребенка более уместному способу успокоиться или стимулировать нервную систему. Есть для подхода, которые я использую в работе с таким поведением у ребенка:

1. За столом. Если я готовлюсь начать или уже веду занятие, а ребенок погружается в стимминг, то для меня это тревожный сигнал. Так что я знаю, что мне нужно действовать иначе: позволить ребенку встать, сесть на пол, подвигаться, подержать какой-нибудь предмет в руках, говорить громче, быстрее и так далее. Для меня это знак, что то, что я сейчас делаю, не эффективно. Если мое обучение, инструкционный контроль и поощрения достаточно сильны, то у ребенка просто нет причин заниматься самостимуляциями.

2. Вне стола. Если сейчас не занятие, а ребенок начинает стимиться или погружается в свой собственный мир, то я перенаправляю его на другую деятельность. Разумеется, вы не сможете перенаправлять ребенка каждую минуту каждого дня. Но при этом нужно следить за тем, чтобы в течение дня ребенок переходил от одной деятельности к другой. Именно поэтому так важно обучать ребенка так называемым навыкам досуга, например, учить его играть с игрушками или читать книги. Пока вы готовите ужин, вы можете сделать для ребенка простой центр для занятий, например, 2-3 книги и 1-2 паззла, и направлять его в этот центр по мере необходимости. Поощряйте ребенка за то, что он продолжает уместную деятельность и хорошо себя ведет. Этот подход подразумевает, что ребенок погружается в самостимуляции из-за отсутствия других занятий и скуки. Однако причины самостимуляций у вашего ребенка могут быть совершенно другими. Необходимо определить конкретную функцию стимминга у вашего ребенка. Некоторые дети стимяться, потому что им скучно, а другие, потому что требования слишком высоки, или в помещении слишком громко, или они устали и так далее. Каждый ребенок уникален.

Наконец, чтобы понять, насколько распространен стимминг, и меньше раздражаться на самостимуляции ребенка, вы должны осознать, что стимы есть у всех людей без исключения! Да, у всех. В следующий раз, когда вы окажетесь в очереди в банке или будете ждать у светофора, приглядитесь к людям вокруг вас. Видите, как кто-то наматывает волосы на палец? Это самостимуляция. Видите, как кто-то постукивает ногой? Это самостимуляция. Как насчет мычания мотивчика себе под нос? Это самостимуляция. Если вы начнете воспринимать стимминг как повседневное явление, то это поможет стать терпимее к подобному поведению у ребенка.

Должна добавить, что многие родители спокойно относятся к стиммингу детей и вообще не ставят цели уменьшить или искоренить это поведение. Это нормально. Принимайте то решение, которое кажется вам наиболее правильным, и обсуждайте его со специалистами.

Педагог-психолог: Алексеева Татьяна Анатольевна