Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание и развитие патриотизма подрастающего поколения – одна из сложнейших проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми нами. Как вложить в душу ребенка твердый стержень, чтобы он мог сказать «нет» всему, что несет в себе зло? Как  ненавязчиво и бережно подвести детей в мир  любви, добра, как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Хорошо известно, что процесс совершенствования самосознания ребенка начинает развиваться в дошкольном возрасте.   Человек, небогатый духовно, не  гражданин и не патриот своей родины, поэтому   формировать  гражданственность  и патриотизм у детей дошкольного возраста решила развивать на основе духовно-нравственных ценностей, путем ознакомления с   традиционными  народными, православными праздниками, художественной литературой.        

Цель: создание условий для усвоения ребенком духовных ценностей: любви, доброты, правды, милосердия

Задачи:

  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы, посещения ГМО, семинаров, курсов;
  • способствовать раскрытию чувства у ребёнка любви к семье, малой родине , духовно-нравственного потенциала произведений, традиций народа и довести его до ребенка в доступной форме.

 Предполагаемый результат:

  • формирование определенных навыков и умений для успешной профессиональной деятельности;
  • усвоение ребенком духовно-нравственных качеств: любовь, добро, правда,  милосердие, сострадание, забота, терпение; повышение  интереса к культурному наследию.

   Наметила рад блоков:

  • Работа с детьми и родителями,
  • Работа с педагогическим коллективом,
  • Участие в работе методических объединений.

Опираясь на поставленные задачи,  решила включить следующие виды деятельности:

познавательная знакомство с традициями и ценностями своей малой Родины, совместные праздники с родителями;

продуктивная  (изготовление аппликаций, конструкций,  поделок, рисунков);

речевая  (чтение художественной литературы, смоделированные сценки и тематические постановки).

         Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению православных праздников: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных», «Рождество Христово»,  «Светлая Пасха»,  народных праздников «Никто не забыт и ничто не забыто», «Защитники Отечества», «Мама-лучшая на свете» и др. Стараемся открывать глубокий духовно-нравственный смысл всех праздников. Это радостное время, когда можно и нужно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить щедрость и любовь к окружающим. Дети знакомятся с историей возникновения светлых праздников, учатся понимать смысл основных добродетелей: послушания, смирения, любви, необходимость хорошего отношения друг к другу, добрых поступков, мыслей, слов. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.  Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Многолетней традицией являются целевые экскурсии к памятнику воинам, ознакомление дошкольников с ритуалами возложения цветов и «минуты молчания».

         В продуктивной деятельности открывается наше отношение к миру. Дети с огромным удовольствием изготавливают поделки для родных и именинников, к православным праздникам, создают рисунки по мотивам художественных произведений. Важно дать детям понять, что самые красивые образцы творческой деятельности получаются тогда, когда человек трудиться с молитвой и верой, так как он пытается воспроизводить в своих работах красоту Божьего мира.

         Дети совместно с родителями с огромным удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, таких как: «Осень – чем ты радуешь меня?»- Леванова Е, «Дары осени» -Дудрина П, «Рождество Христово», «Зимняя фантазия»-Викторова З, «Воскресение Христово»- Шорников И., «Древесина во все времена»- Белова Анна. В городском литературном конкурсе «Тепло ваших сердец», в творческих межмуниципальных конкурсах «Радуга талантов», «Воинская слава России»»  были  оценены наши воспитанники.  Дети стали более  доброжелательными, внимательными, научились радоваться успехам сверстников.

  Вся работа по формированию гражданственности проходит в тесном контакте с семьей.  Были приемлемы следующие формы работы с родителями:

• Оформление стенда «Патриотический уголок»

• Выставки детских рисунков, поделок, плакатов ("Улица, на которой я живу", «Моя семья», «Наши мамы» «Защитники Отечества».);

• Участие в акции  «Изготовление кормушки», "Чистый город»; «Окно Победы»

      Консультации  «Роль родителей в нравственном воспитании детей», «Актуальность духовно-нравственного воспитания ребенка в современном этапе», «Православные праздники Руси», «Традиционные праздники в кругу семьи», «Знакомим ребёнка с родным городом» и др.

Педагогическому коллективу предоставила доклад на тему «Народное прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»,  поделилась опытом проведения познавательного занятия «Светлое Христово Воскресение. Пасха».Выступила в республиканском семинаре на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве».

Формирование основ духовно-нравственных качеств личности дошкольника, гражданственности, патриотизма – это закладывание предпосылок будущей активной гражданской позиции человека через любовь к Родине, к близким, к сверстникам, к родному краю, желание сделать жизнь лучше, достойнее и красивее, испытание гордости за достижения государства.