Детский рисунок — это шедевр или продукт детской изобразительной деятельности!?

Галина Александровна Аксаментова

Эссе

Детский рисунок — это шедевр или продукт детской изобразительной деятельности!?

Рисование — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Дети рисуют обо всем, и чаще всего рисунок является результатом отражения жизненных впечатлений, знаний, опыта и представлений ребенка об окружающем мире, а также сказочном и фантастическом мире. Ребенок рисует о том, что для него значимо, привлекательно, что его восхитило, поразило, понравилось, запомнилось.

Так что же представляет из себя детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства, шедевром? Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Что касается выразительности — это качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное, так как выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Считаю, что любому взрослому нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка -реализм. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества.

Настало время рассмотреть развитие детского рисунка, стадии его формирования. Всего их семь, вкратце остановлюсь на каждой из них.

  1. Стадия бесформенных изображений Е.А. Флерина, исследуя творчество дошкольников, констатировала: «Обычно этот период охватывает возраст до 4-х лет и выявляется решительно во всех областях деятельности ребенка чего бы это не касалось. Ребёнок не ставит перед собой эстетической цели, ему просто доставляет удовольствие видеть результат своих действий, своего марания, но в этом процессе малыш уже получает опыт творческой деятельности, она обеспечивает рост личности ребенка. Для него это открытие ранее неизведанного, создание чего-то нового, опыт, который останется с ним навсегда и позволит в дальнейшем приобретать новый.

  2. Стадия примитивных изображений. На основе уже полученного опыта в первой стадии, у ребёнка постепенно начинают получаться случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы, он их объективирует и даёт им названия. Ребёнок уже может поставить перед собой задачу, при попытке создать что-то конкретное, им самим задуманное.

  3. Стадия схематических изображений. На этой стадии рисунок ребёнка еще далек от реального изображения, но созданные им образы уже обретают узнаваемые черты, но изображаемая форма того или иного предмета/образа условна, наблюдается отсутствие привычных нам пропорций. Рисунки-схемы малыш создает по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что ему кажется в ней наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит. По сути рисунок-схема — это рассказ в рисунке об увиденном, пережитом им.

  4. Стадия правдоподобных изображений Стадия правдоподобных изображений характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. У ребенка 5–9 лет возникает устойчивый интерес к рассматриванию изображаемых объектов, появляется стремление детализировать их второстепенными деталями, появляются пропорции. Тематика заметно обогащается: появляются пейзажи, натюрморты, внутренние виды домов, иллюстрации к сказкам и увиденным мультфильмам, придумывать образы фантастических существ, привлекая различные средства художественного выражения.

  5. Стадия пластических изображений Эта стадия развития рисунка наступает в том случае, если человек изжил предыдущие стадии и накопил достаточный практический изобразительный опыт. Характерными особенностями этого этапа развития рисунка является стремление подростков изобразить окружающий мир таким, каким они его видят. На смену двигательно-зрительной установке психики приходит зрительная. Эту ступень развития рисунка некоторые исследователи называют стадией «реалистических (правильных) изображений»

  6. Стадия абстрактных (формальных) изображений. Вычленение этой стадии в эволюции рисунка стало следствием анализа «свободных», «произвольных» рисунков, созданных учащимися 8–11-го классов и студентов вузов. Наблюдения за жизнью старшеклассников в свободное от учебы время показали, что они часто рисуют символические, абстрактные изображения на страницах и обложках тетрадей, на асфальте, стенах домов и заборах, на страницах своих дневников и в специальных альбомах. Символический или абстрактный рисунок — это скорее рисунок-вопрос, рисунок-переживание, рисунок-размышление о жизни и о себе, о вечном и конечном, о духовном и материальном.

  7. Стадия самостоятельного творчества (стадия индивидуального стиля) Характерными чертами индивидуального стиля является умение мыслить образно, самостоятельно ставить и решить художественно-творческие задачи, свободно выбирать средства художественного выражения, создавать сложную по замыслу композицию и др. Самостоятельность, выразительность и искренность изобразительного творчества — главные критерии индивидуального стиля.

Я поняла, что стадии развития детского рисунка не имеют четко выверенных временных рамок. Каждый предыдущий этап в изобразительном развитии ребенка внутренне определяет и обуславливает последующие этапы. Перепрыгнуть между этапами нельзя, но возможно их наслоение из друг на друга, а иногда и возвращение к уже пройденному этапу. Поэтому педагогическая работа должна быть направлена на то, чтобы дать ребенку своевременную возможность "перерасти" ту стадию развития, на которой он находится в данный момент. 

Итак, я могу ответить на поставленный в названии данного эссе вопрос- детские рисунки, несмотря на их достоинства, не являются произведениями искусства. Они не могут нас удивить глубиной мысли, широтой обобщения и абсолютной уникальностью формы образного изображения. Безусловно в рисунках проявляются черты того или иного «авторского стиля» дошкольника, обусловленные уникальным сочетанием особенностей ребенка, его индивидуальностью, с этим не поспоришь, но всё же детские рисунки-это продукт изобразительной деятельности, хотя для родителей детский рисунок всегда будет шедевром, который будет долгие годы бережно храниться мамой в любимой коробочке на антресоли.