Пособия, которые мы берём под ногами

Шрейдер Дина Ринадовна

Поговорим... о мусоре. Я серьёзно. Бумага, сено, ветки, фантики, крошки, недоеденный хлеб, использованные салфетки, мандариновые корки - всё то, что привычной рукой мы отправляем в мусорное ведро, может стать помощником дефектолога в коррекционной работе. Само ведро, кстати, тоже. Почему такая тема возникла? Потому что детей с умственной отсталостью, с РАС, с ДЦП, с тяжёлыми множественными нарушениями мы учим прежде всего а) продуктивному взаимодействию и коммуникации (не напрямую, а зачастую посредством предметов, игр) и б) социализируем. Перед нами стоит, среди прочих равных, задача: всё, усвоенное в кабинете, должно быть экстраполировано в быт. И вот тут мусор из "того, что надо выбросить" превращается в помощника.

Итак, палки. Ветки, палочки, солома. Их можно собирать метлой на совок, но когда услышишь звонок - клади метлу и собирай руками. Звонок - снова бери метлу. И мы отрабатываем наряду с бытовым навыком внешнюю и внутреннюю регуляцию, удержание инструкции, переключение. А ещё можно спросить, выложив перед ребёнком изображения веника, граблей, ложки, рук - чем удобнее собирать палки? Выложить картинки гнезда с птицей, собаки на подстилке, лисы в норе - кому пригодится? И это уже про мышление.

Сено. Сюда же - сухие листья, бывший осенний подарок, сухая трава, лепестки цветов из увядших букетов. Великолепный наполнитель для сенсорной коробки. В сене можно искать предметы, и тогда сено - зашумляющий фактор, провоцирующий мышление, тренирующий внимание. Сено можно жать, тереть, подбрасывать и убирать - тренировать выполнение глагольной инструкции, знакомиться с понятиями "шуршит", "колючий". Сено можно нюхать. Можно за ширмой пошуршать сначала сеном, потом сломать палку и предложить ребёнку сделать так же; сказать, что было сначала, что потом; назвать, что ты слышал. По сену и палкам можно идти босиком под бубен, а когда бубен замолчит, убирать сено и палки по корзинам. Группировать. И это, как видите, и про мышление, и про гностические функции. И спросить, конечно, кому сено еда, а кому дом.

Теперь использованные салфетки, сухие и влажные. Их можно группировать с закрытыми глазами. Можно предложить ту и другую на выбор, какой удобнее вытирать разлитую воду, а какой - вытирать с доски. Их можно комкать по инструкции "мни" или "жми", а потом ки-дать, сначала я, потом ты. Можно рвать, а по сигналу кидать в ведро. Можно брать снежколепом, бионической рукой (привет, нейропсихология) и нести в ведро. А если ведро (я же обещала сказать о нём) будет с крышкой и педалью, мы "помассируем" мозжечок и поработаем с вниманием.

Мандариновые корки можно нюхать. Выбирать ту ёмуость, где пахнет так же. Крошить, чистить сам мандарин, а по сигналу откладывать его и приниматься за чистку яйца... Хотя это уже не про мусор. Корки можно искать наощупь "найди такую", можно отламывать столбко кусочков, сколько пальцев я покажу. И да, собирать на совок и выбрасывать.

Недоеденный хлеб не спешите отдать птицам. Его можно выложить на столе, и перед началом занятия предложить ребёнку взять кусочек и положить вам в рот. Странно? Зато вы непременно получите взгляд в лицо, а то и в глаза, вас увидят. Хлеб можно крошить и собирать пальцем, и если делать это по очереди, по сигналу, по времени, под такую музыку, сюда такой, а сюда такой, доставать кусочки из фольги, из банок с разными способами открытия, то наряду с мелкомоторными движениями и бытовыми привычками вы получите классные упражнения.

Не спешите выбрасывать мусор. А если выбрасываете, делайте это с пользой.