Формирование осанки детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях

Тайдынова Елена Викторовна

Формирование осанки детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
(с использованием комплексов общеразвивающих упражнений)

 

   Что такое осанка? Осанка – это привычная поза в покое и при движении. И как вы думаете, с какого возраста она начинает формироваться?  Осанка начинает формироваться с раннего возраста. По современным исследованиям:  более чем у 70% детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения, связанные с нарушением функции  опорно-двигательного аппарата (ОДА). Дети большее количество времени проводят не дома, а в детских садах и связи с этими обстоятельствами, воспитатели берут на себя ответственность за укрепление здоровья ребенка. И поэтому изучение этой темы для меня важно, так как в будущем я собираюсь связать свою жизнь с профессией воспитателя.

   Всего существует шесть видов нарушения осанки, но в дошкольном возрасте у детей часто встречаются три вида нарушения – это сколиоз - искривление позвоночника в виде боковых отклонении. Первые его признаки можно заметить уже в 5–6-летнем возрасте, но встречается и врожденный сколиоз.

    Признаки сколиоза:
- Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.
- Не любит подвижные игры.
- Жалуется, что у него болит голова или шея.
- После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.
- Сидит, упираясь руками в сиденье стула.
- Не может длительно находиться в одном положении.
- «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

   Второй вид нарушения осанки называется лордоз, нарушения которого отмечается усиленно в  шейном отделе.
   Признаки нарушения лордоза:
- увеличен шейный лордоз;
- грудная клетка визуально имеет впалую форму;
- голова наклонена вперед;
- надплечья приподняты;
- шея - визуально укорочена;
- лопатки имеют крыловидную форму.
   Третий вид нарушения осанки называется кифоз, при котором наблюдаются чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе.
   Признаки кифоза:
- голова наклонена вперед, 7-й шейный позвоночник резко выступает;
- плечи значительно выдвинуты вперед;
- лопатки «крыловидные»
- грудная клетка - визуально впалая;
- живот отвисает.  

   Нарушения осанки влияет на здоровье ребенка:

Её дефекты могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
   Так же нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей.
   Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.  Наиболее эффективными упражнениями для формирования навыка правильной осанки являются:

-упражнения у вертикальной плоскости (стена, шведская стенка);

-упражнения с мешочком на голове;

-специальные физические упражнения;

- занятия по физкультуре на которых можно использовать упражнения и игры.

  Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет.
  Воспитатель должен подбирать физические упражнения и подвижные игры в соответствии с возрастом, степенью нарушения осанки и индивидуальных особенностях ребенка. Так же игры и упражнения,  которые будут способствовать развитию и укреплению у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому воспитателю нужно серьезно продумывать содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группировать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка, позволяли активизировать двигательную деятельность. Ведь здоровье детей дошкольного возраста находится под охраной воспитателей. Но помимо воспитателей, родителям необходимо следить за состоянием нервной системы и соблюдать рекомендации, чтобы у детей была красивая и прямая осанка! И играть с ними на улице и дома используя игры с папки передвижки «Осанка и ребёнок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati.docx278.25 КБ

Предварительный просмотр:

                    Утверждаю

Инструктор физической культуры                        

___________  

План-конспект физкультурного занятия

Время проведения: 25 мин.

Образовательная область: «Физическое развитие».

Оборудование и инвентарь: мешочки, скамейка, канат.

Место проведения: Физкультурный зал.

Цель: закрепление у детей навыков прыжков и метания.

Задачи:

  1. Укрепить мышечный корсет; Закрепить навыки прыжков, метания;

Совершенствовать координацию движений;

  1. Развивать внимание, воображение;
  2. Воспитывать морально-волевые качества.

Части

мин.

Содержание

Доз.

ОМУ

 1часть

5 мин.

2часть

15 мин.

3

часть

 5 мин.

Построение, приветствие.

Ходьба:

  а) на носках, руки вверх;

  б) на внешней стороне стопы, руки в стороны;

  в) на пятках, руки на пояс.

Бег с изменением направления

Восстановление дыхания:

 -руки через стороны вверх

 -вниз

Перестроение

ОРУ.

  1. И.п.-узкая стойка, руки на пояс
  1. Поворот головы вправо
  2. И.п.

3-4 тоже влево

2) И.п.-узкая стойка руки на плечи.

1-2- круговые движения вперед.

3-4 – круговые движения назад.

3) И.п.-узкая стойка, руки перед грудью

1-2 – поворот вправо, рывок

3-4 – поворот влево, рывок.

4) И.п.-узкая стойка, правую руку вверх, левую вниз

            1-2 – рывки руками

            3-4 смена рук, рывки

5) И.п.-  руки на пояс

  1. Полуприсед
  2. И.п.

3-4- тоже

6) И.п.-о.с.

  1. Прыжок ноги врозь, хлопок над головой
  2. И.п
  3. 4 тоже

      ОВД

Перестроение в одну шеренгу.

Ходьба по скамейке, руки в стороны.

Метание мешочков вдаль.

Ходьба по канату, руки на пояс.

Подвижные игры:

«Красная шапочка» и

 Цель: развитие быстроты и ловкости.

Выбирается волк и красная шапочка.

Красной шапочке дается в руки красная лента, которую ребенок должен передавать другим ребятам во время игры так, чтоб волк не поймал того, у кого она. Если он всё же поймает ребенка с красной лентой, то они меняются ролями.

Перестроение в ширенгу.

«Карлики и великан».

Цель: Развивать внимание.

Когда я скажу карлики, вы приседаете, когда великан, встаньте на носочки и руки вверх.

Организационный уход.

1 мин

0,5

0,5

0,5  

1 мин

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

10 мин

2 мин.

2 мин.

1 мин

Здравствуйте! Меня зовут Елена Викторовна, сегодня у вас я проведу физкультурное занятие.

Равняйся! Смирно! На право! Шагом марш!

Вперёд не наклонятся, руки на пояс.

Бегом - марш!

По хлопку бежим в другую сторону

.-вдох

-выдох

В колонну по три   «Марш!»

Спина прямая.

Повороты точно.

Спина прямая, руки прямые.

Спина прямая

Приземлятся мягко

Спина прямая, руки точно в стороны, приземляться мягко.

Левую ногу вперед, правую назад. Правую руку вытянуть вперед, потом на вверх, отвести руку назад и через вверх бросок.

Спина прямая.

Не толкаться, задевать детей легонько. Волком становится тот ребенок, в руках которого была красная лента, когда его задели.

«Направо, на выход шагом марш!»

                    Утверждаю

Инструктор физической культуры                        

___________  

План-конспект физкультурного занятия

Время проведения: 25 мин.

Образовательная область: «Физическое развитие».

Место проведения: Физкультурный зал.

Цель: Закрепление умения детей выполнять упражнения, формирующие навыки правильной осанки.

Задачи:

  1. Укрепить мышечный корсет;
  2. Развивать быстроту реакции.
  3. Воспитывать морально-волевые качества.

Части

мин.

Содержание

Доз.

ОМУ

 1часть

5 мин.

2часть

15 мин.

3

часть

 5 мин.

Построение, приветствие.

Ходьба:

  а) на носках, руки вверх;

  б) на внешней стороне стопы, руки в стороны;

  в) на пятках, руки на пояс.

Бег с изменением направления

Восстановление дыхания:

 -руки через стороны вверх

 -вниз

Перестроение

ОРУ.

  1. И.п.-узкая стойка, руки на пояс
  1. Поворот головы вправо
  2. И.п.

3-4 тоже влево

2) И.п.-узкая стойка руки на плечи.

1-2- круговые движения вперед.

3-4 – круговые движения назад.

3) И.п.-узкая стойка, руки перед грудью

1-2 – поворот вправо, рывок

3-4 – поворот влево, рывок.

4) И.п.-узкая стойка, правую руку вверх, левую вниз

            1-2 – рывки руками

            3-4 смена рук, рывки

5) И.п.-  руки на пояс

  1. Полуприсед
  2. И.п.

3-4- тоже

6) И.п.-о.с.

  1. Прыжок ноги врозь, хлопок над головой
  2. И.п
  3. 4 тоже

      ОВД

Организационный уход.

Подвижная игра  «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность.

Описание:

Правила:

«День и Ночь»

Цель: Развитие силовой выносливости, быстроты реакции.

   Содержание: 

 

«Разбей цепь»

Цель игры: Формирование правильной осанки;, Развитие инициативы, быстроты реакции.

Содержание игры:

Построение в шеренгу

1 мин

0,5

0,5

0,5  

1 мин

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

5 мин

5 мин

5 мин

Здравствуйте! Меня зовут Елена Викторовна, сегодня у вас я проведу физкультурное занятие.

Равняйся! Смирно! На право! Шагом марш!

Вперёд не наклонятся, руки на пояс.

Бегом - марш!

По хлопку бежим в другую сторону

.-вдох

-выдох

В колонну по три   «Марш!»

Спина прямая.

Повороты точно.

Спина прямая, руки прямые.

Спина прямая

Приземлятся мягко

Дети стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и они 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?».. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Дети,  взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает её, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь.  Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остаётся 2 – 3 человека в цепи, потом игру повторяют

«Направо, на выход шагом марш!»

Осанка и ребёнок

5 простых правил формирования осанки у детей Купить игрушки и товары для детей с доставкой в Одинцово, Москве и Московской облас

Осанка – это стан, строй, склад тела,
общность приемов и всех движений его».
В. И. Даль.

Осанка и ее влияние на здоровье ребенка.

Медицинский центр

Нарушение осанки отрицательно влияют на состояние нервной системы:

  • Дети становятся замкнутыми,  раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.
  • Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов:

  • Сердечно - сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта.
  • Уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма.
  • Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей.

Соблюдение рекомендации – залог красивой и прямой осанки вашего ребенка!

  • Большое количество времени проводите с ребенком на улице.
  • Не ограничивайте двигательную активность ребенка.
  • Соблюдайте правильный режим питания, т.е. качественное соотношение белков, жиров и углеводов и максимум минеральных веществ, особенные фосфора и кальция (рыба, молочные продукты, капустный рассол).

Как воспитать из мальчика мужчину?

  • Ребенку нужно спать на постели с жестким основанием и низкой подушкой.
  • Ребенок должен носить свободную одежду, чтобы она не стесняла его движения.
  • Ежедневно делаете с ребенком специальные упражнения.
  • Ежедневно ставьте ребенка перед большим зеркалом, чтобы он видел свою осанку, обращать внимание ребенка на других детей с хорошей осанкой (при этом, стараясь не обидеть своего). При этом у ребенка должен сформироваться зрительный образ правильной осанки.

Игры и упражнения.

  • Лежа на животе, руки вытянуть в перед. Одновременно оторвать руки и ноги от  пола и покачаться

(прогибая верхнюю часть туловища назад)  до счета 5. Повторить несколько раз.

  • Сложить руки в индийском приветствии, но сзади, стоять или ходить в течение 1 мин. Несколько раз в день.

  • Мешочек кладется на голову, и ребенок ходит, при этом он может заниматься какими-то делами, пытаясь сохранить равновесие. Время не ограничено.

  •  Встать вплотную к двери (можно к стене без плинтуса), касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Простоять так некоторое время, потом отойти от двери на 1 -2 шага, пытаясь сохранить то же положение тела.

  • «Спрячься у стены»

Дети бегают по залу. Водящий стремится их поймать. Спастись от него можно у стены, плотно прижавшись к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Тот, кто принял не правильную позу или не добежал до стены, может быть пойман. Пойманный становится водящим.

  • «Спящий кот»                           Один из играющих ложится или садится на скамейку, стоящую в середине площадки, изображает "спящего кота". Остальные дети –  мыши , тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу кот просыпается и ловит разбегающихся мышей. Пойманный становится котом.

  • «Послушанный мяч»

Лёжа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч (повторить 4—6 раз в каждую сторону). Плечи при этом желательно удерживать прижатыми к полу.

Выигрывает тот, кто меньше всего ронял мяч.

  • «Мой островок»

Выбирают водящего. Его задача — затронуть как можно больше игроков, но только тех, которые не успели на определённых «островках безопасности» вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему встать на «островок» и принять правильную осанку, как он уже в безопасности.