Взаимодействие специалистов и воспитателей в группе ЗПР ДОУ

Сингурова Елена Владимировна

Взаимодействие специалистов и воспитателей в группе ЗПР ДОУ

Очень важно понимать, эффективность коррекционно-воспитательной работы в детском саду, определяется четкой организацией жизни детей, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.

В работе с детьми учитывается один важный аспект: каждый ребенок индивидуален, так как патология необязательно проявляется одинаково у всех, она может различаться по времени и по степени тяжести.

Совместная работа педагогов проводиться по следующим направлениям:
1. Составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование организованной деятельности воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение достигнутых результатов

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

 

Только слаженная работа всех участников процесса даёт наилучшие результаты коррекционной работы, которые более подробно изложены ниже:

Ведущим специалистом на группе ЗПР считается дефектолог, его работа включает в себя следующие направления деятельности:

- психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

- планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;

- анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;

- участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

- осуществление связи с ПМПК;

- консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

- участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы.

Работа учителя-логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:

- диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);

- составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;

- осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;

- проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;

- введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

- консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

- Участие в методических объединениях.

Так же в комплексной деятельности группы ЗПР крайне необходимо участие педагога-психолога, его работа включает в себя следующие направления деятельности:

- психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

- участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

- повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

- консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

На начало года педагог-психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.

Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.

Музыкальный руководитель:

- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

- принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

- использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре:

- осуществляет укрепление здоровья детей;

- совершенствует психомоторные способности дошкольников;

- изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

- проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

- организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

- применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

- консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

 

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние своего ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

 

Только совместными усилиями можно создать поддерживающую и развивающую среду, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал!