Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "В мире насекомых"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «В мире насекомых»
Цель. Закрепить и обобщить знания по лексической теме «Насекомые».
Задачи:
образовательные:
- расширение и уточнение знаний детей о насекомых;
- активизация словаря по теме;
развивающие:
-развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность;
- развитие умения рассуждать, делать выводы;
- развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики, координации;
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание интереса к природе.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие «Утром ранним…»
- Я сегодня утром пришла рано в садик и очень обрадовалась. Как тепло и ласково встречает меня солнышко.
Я хотел поспать немножко,
Но увидел свет в окне.
Лучик — тёплую ладошку
Протянуло солнце мне.
И на ухо прошептало:
— Сбрось скорее одеяло.
Сон тебе не надоел?
Поднимайся — Столько дел!
Зацветают вишенки — Сладкий аромат.
Как в рубашке вышитой Наш весенний сад.
(В. Нестеренко)
- Давайте и мы дружно и весело проведем этот день, узнаем много интересного и полюбуемся красотой, которая нас окружает.
- Ребята, нас окружают предметы, созданные руками человека. А есть мир, не созданный человеком. Это мир природы. Послушайте голоса природы.
Аудиозапись «Звуки природы»
- Вам понравились звуки природы? Что вы услышали? (как журчит ручей, шумят деревья, поют птицы, шум ветра и т. п.)
2. Основная часть.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир природы - мир самых маленьких жителей на земле – мир насекомых. Для того, чтобы оказаться на волшебной полянке, нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три – покружись, на полянке окажись».
Вот мы с вами оказались на волшебной полянке, а что мы на ней увидим, вы сейчас отгадаете сами.
Игра «Отгадай загадку»
- Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
- Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенуться,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Полетает над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Город себе строит. (Муравьи)
- Осенью в щель забьется,
А весной проснется. (Муха)
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
- Молодцы, вы отгадали все загадки. Вспомните, о ком были загадки? Как назвать их одним словом? (Насекомые)
О ком мы будем говорить? (Мы будем говорить о насекомых).
- Ребята, а сколько ног у насекомых? (Ответы детей)
- Что еще общего у всех насекомых? (тельце разделено на голову, грудь, брюшко, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики)
Игра «Собери жука»
- Ребята, чем питаются насекомые?
- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской - кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)
- Ребята, вы знаете, что одни насекомые приносят пользу, а другие – вред. Возьмите картинки, назовите насекомое и скажите пользу или вред оно приносит.
Игра «Польза-вред».
- Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
- Кто улетел? (бабочка)
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь я приготовила для вас еще одно интересное задание.
Игра «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». (Дети встают в круг). Я начинаю предложение, тот, кому я брошу мяч, заканчивает предложение.
- Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая).
- У мухи крылья короткие, а у стрекозы … (длинные).
- У жука усы толстые, а у кузнечика … (тонкие).
- У шмеля спинка широкая, а у муравья … (узкая).
- У кузнечика лапки длинные, а у божьей коровки ( короткие).
Внизу доски изображены бабочки разного цвета, а в центре - большая ромашка. Поселите на ромашку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению. Если вы поселите красную бабочку, значит, у вас отличное настроение, вам было интересно, вы узнали много нового. Если поселите желтую бабочку, значит, у вас возникли какие-то трудности и настроение немного испортилось.
-Посмотрите, какой разноцветной стала наша ромашка, вы все хорошо работали. Молодцы!
