Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "В мире насекомых"

Федорова Надежда Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «В мире насекомых»

Цель. Закрепить и обобщить знания по лексической теме «Насекомые».

Задачи:

образовательные:

- расширение и уточнение знаний детей о насекомых;

- активизация словаря по теме;

развивающие:

-развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность;

- развитие умения рассуждать, делать выводы;

- развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, связной речи;

- развитие общей и мелкой моторики, координации;

воспитательные:

- воспитание бережного отношения к окружающему миру;

- воспитание интереса к природе.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие «Утром ранним…»

- Я сегодня утром пришла рано в садик и очень обрадовалась. Как тепло и ласково встречает меня солнышко.

Я хотел поспать немножко,

Но увидел свет в окне.

Лучик — тёплую ладошку

 Протянуло солнце мне.

И на ухо прошептало:

— Сбрось скорее одеяло.

 Сон тебе не надоел?

Поднимайся — Столько дел!

Зацветают вишенки — Сладкий аромат.

Как в рубашке вышитой Наш весенний сад.

 (В. Нестеренко)

- Давайте и мы дружно и весело проведем этот день, узнаем много интересного и полюбуемся красотой, которая нас окружает.

- Ребята, нас окружают предметы, созданные руками человека. А есть мир, не созданный человеком. Это мир природы. Послушайте голоса природы.

Аудиозапись «Звуки природы»

- Вам понравились звуки природы? Что вы услышали? (как журчит ручей, шумят деревья, поют птицы, шум ветра и т. п.)

2. Основная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир природы - мир самых маленьких жителей на земле – мир насекомых. Для того, чтобы оказаться на волшебной полянке, нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три – покружись, на полянке окажись».

Вот мы с вами оказались на волшебной полянке, а что мы на ней увидим, вы сейчас отгадаете сами.

Игра «Отгадай загадку»

- Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.    (Жук)

- Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенуться,

Взвился вверх и улетел.         (Бабочка)

- Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Полетает над цветком –

Он поделится медком.    (Пчела)

- В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Город себе строит.    (Муравьи)

- Осенью в щель забьется,

А весной проснется.     (Муха)

- Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.   (Стрекоза)

- Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.    (Кузнечик)

- Молодцы, вы отгадали все загадки. Вспомните, о ком были загадки? Как назвать их одним словом? (Насекомые)

О ком мы будем говорить? (Мы будем говорить о насекомых).

- Ребята, а сколько ног у насекомых? (Ответы детей)

- Что еще общего у всех насекомых? (тельце разделено на голову, грудь, брюшко, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики)

Игра «Собери жука»

- Ребята, чем питаются насекомые?

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской - кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)

- Ребята, вы знаете, что одни насекомые приносят пользу, а другие – вред. Возьмите картинки, назовите насекомое и скажите пользу или вред оно приносит.

 

Игра «Польза-вред».

- Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- Кто улетел? (бабочка)

 

Физминутка  «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

( дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(  дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь я приготовила для вас еще одно интересное задание.

Игра «Закончи предложение»

- Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». (Дети встают в круг). Я начинаю предложение, тот, кому я брошу мяч, заканчивает предложение.

  • Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая).
  • У мухи крылья короткие, а у стрекозы … (длинные).
  • У жука усы толстые, а у кузнечика … (тонкие).
  • У шмеля спинка широкая, а у муравья … (узкая).
  • У кузнечика лапки длинные, а у божьей коровки ( короткие).

 

Внизу доски изображены бабочки разного цвета, а в центре - большая ромашка. Поселите на ромашку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению. Если вы поселите красную бабочку, значит, у вас отличное настроение, вам было интересно, вы узнали много нового. Если поселите желтую бабочку, значит, у вас возникли какие-то трудности и настроение немного испортилось.

-Посмотрите, какой разноцветной стала наша ромашка, вы все хорошо работали. Молодцы!