Мастер-класс: «Эксперименты с детьми в домашних условиях»

Пастушкина Наталья Николаевна

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Учитывая это, в своей работе, я уделяю особое внимание такому типу познавательной деятельности, как детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klas-mediaresurs_fk7ks.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс на тему: «Опыты и игры – эксперименты с детьми в домашних условиях»

Слайд 2

Уважаемые родители! Мы представляем Вам наш новый медиаресурс «Волшебный сундучок экспериментов», который будет служить вашим домашним помощником по развитию познавательных способностей, обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов и речи, а также положительно повлияет на его эмоциональную сферу. Надеемся, что предложенные игры-эксперименты позволят интересно организовать ваш совместный досуг. Желаем удачи! (нажмите пробел)

Слайд 3

1. С помощью компьютерной мыши, выберите одну из четырёх категорий, предложенных в перечне видов экспериментов. 2. Выберите интересующий вас эксперимент. 3. Следуйте инструкции, предложенной в описании опыта, а также картинке - подсказке. 4. Вернуться к первоначальному перечню видов экспериментов вы сможете, кликнув компьютерной мышью по изображению сундучка в углу каждой страницы. 5. Помните, прежде чем начать игры - эксперименты, поговорите с детьми о правилах безопасности! (нажмите пробел)

Слайд 4

Необходимое оборудование: плотная бумага; рыбка из картона; - таз с водой; - пипетка или трубочка от коктейля; - растительное масло. Ход эксперимента: Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите. Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие. Вывод: Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

Слайд 5

Необходимое оборудование: - стакан - водопроводная вода - карандаш Ход эксперимента: Подготовка: 1. Наполните стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. 2. Размести стакан с водой и карандаш на столе. Начинаем научное волшебство: 1. Держите карандаш перед собой. 2. Опустите карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. 3. Держите карандаш в задней части стакана, поводите карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально . Результат: Зрителям покажется, что карандаш сломался. С их точки зрения, та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой. Вывод: Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью. Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется зрителям находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Слайд 6

Необходимое оборудование: - цельное молоко; - пищевые красители разных цветов; - любое жидкое моющее средство; - ватные палочки; - тарелка. Ход эксперимента: 1. Налейте молоко в тарелку. 2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. 3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! Вывод: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Слайд 7

Необходимое оборудование: небольшой пузырёк; вода; чернила; таблетка активированного угля. Ход эксперимента: В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Вывод: Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Слайд 8

Необходимое оборудование: стеклянная 3-х литровая банка; горячая вода; несколько кусочков льда; противень; чернила; таблетка активированного угля. Ход эксперимента: Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Вывод: Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Слайд 9

Необходимое оборудование: нитка; кубик льда; стакан воды; щепотка соли. Ход эксперимента: Попробуйте с помощью нитки вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук. 1. Опустим лёд в воду. 2. Нитку положите на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. 3. Насыпьте немного соли на лёд и подождите 5-10 минут. 4. Возьмите за свободный конец нитки и вытащите кубик льда из стакана. Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Слайд 10

Необходимое оборудование: сырое яйцо; стакан с водой; несколько столовых ложек соли . Ход эксперимента: Положите сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Выньте яйцо из стакана и растворите в воде несколько ложек соли. Опустите яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Слайд 11

Необходимое оборудование: лимон; яблоко; блюдце. Ход эксперимента: Разрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх на блюдце и предложите ребёнку выдавить немного лимонного сока на одну из половинок. Малыша наверняка удивит тот факт, что через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой. Вывод: Потемнение происходит из-за окисления железа, содержащегося в яблоке кислородом воздуха. А аскорбиновая кислота, содержащаяся в лимонном соке, – природный антиоксидант, замедляющий процессы окисления. Расскажите ребёнку, что в яблоках есть множество очень полезных веществ, в том числе и железо. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха, они начинают темнеть. Чтобы малышу стало понятно, что происходит, сравните потемнение яблока с ржавчиной.

Слайд 12

Ход эксперимента: Этот опыт может иметь для ребёнка не только познавательное, но и воспитательное значение. Возьмите сырое куриное яйцо, положите его в пол-литровую банку и залейте столовым уксусом. Закройте банку крышкой и оставьте на сутки. Затем вытащите его и попробуйте сжать в руках. Скорлупа станет мягкой и гибкой. Расскажите малышу, что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Если 3-4 дня подержать в уксусе куриную косточку, она тоже станет мягкой. Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным. Необходимое оборудование: сырое куриное яйцо; столовый уксус; пол-литровая банка с крышкой.

Слайд 13

Необходимое оборудование: кухонные бумажные полотенца; цветные ручки; - фломастеры. Ход эксперимента: Из одноразовых кухонных полотенец нарежьте полоски бумаги. Можно заменить на бумажные салфетки или даже туалетную бумагу (белую мягкую). На каждую полоску в нижней части нанесите свой цвет. Полоски должны располагаться над водой так, чтобы их нижние кончики только-только коснулись воды. Суть - вода поднимаясь вверх "тащит" за собой краску. Но разные "краски" поднимаются с разной скоростью. Поэтому краски, состоящие из нескольких цветов, разделятся на свои составляющие по высоте. Сначала попробуйте нарисовать полоски ручками, но ничего хорошего из этого не выйдет. А вот фломастеры дадут неплохой результат.

Слайд 14

Необходимое оборудование : прямоугольная картонка; карандаш; фломастер и линейка. Ход эксперимента: Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны. 2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий). . Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша. Раскрутим картонку. На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг .

Слайд 15

Необходимое оборудование: миска с водой; 8 деревянных зубочисток; пипетка; кусок сахара-рафинада; жидкость для мытья посуды. Ход эксперимента: Расположите зубочистки лучами в миске с водой. В центр миски аккуратно опустите кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру. Уберите сахар чайной ложкой и накапайте пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"! Вывод: Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Слайд 16

Необходимое оборудование: фольга, обёртки от шоколада; ножницы; - расчёска. Ход эксперимента: Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Вывод: Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Слайд 17

Необходимое оборудование: - соломинка; - мыльный раствор . Ход эксперимента: Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы. Вывод: Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.