Занятие по развитию речи на тему "День победы"
Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: «День Победы»
Цель: закрепить знания детей о празднике День Победы; формирование у детей патриотических чувств и чувств гордости за родную страну – Россию.
Программные задачи:
1.Образовательные:
-продолжать учить словообразованию синонимов, родственных слов;
-закреплять навыки составления предложений с предлогами;
-упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными;
2.Развивающие:
-развивать мелкую и общую моторику; внимание; связную речь;
3.Воспитательные:
-воспитывать уважение к ветеранам, их подвигу во время Великой отечественной войны;
Оборудование: запись музыки Д.Тухманова «День Победы»; разрезные картинки с изображением военной техники и людей военных профессий; мяч, флажок, фишки для звукового анализа.
Предварительная работа: беседа о празднике «День Победы, чтение книг о героях ВОВ, рассматривание иллюстраций, фотографий родных, принимавших участие в ВОВ, встреча дедушками и бабушками (дети войны).
План занятия:
Орг. момент.
Постановка цели занятия.
Звучит музыка Д.Тухманова «День Победы»
-Ребята, какой великий праздник отмечают все люди нашей страны 9 мая?
-Кто догадался, о чём будет наше занятие?
-Сегодня наше занятие мы посвятим великому празднику «Дню Победы».
Чтение стихотворения воспитателем
«День Победы» Н. Томилина
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
-В 1941 году, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, на нашу страну напали враги - фашистские захватчики. Так началась Великая Отечественная война. Весь народ встал на защиту своей Родины, очень многие погибли, защищая своих сестёр, матерей, детей. Закончилась война 9 мая 1945 года. Именно поэтому празднуют победу в этот день. А еще поздравляют воинов-ветеранов, вспоминают тех, кто погиб.
Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями.
Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг?
Дети: Герой.
Воспитатель: Скажите, а почему война – это плохо, страшно?
Дети: потому что гибнут люди, те, кто остается живым во время войны живут плохо, страдают, голодают, болеют.
В день великого праздника – День победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.
-Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь.
Воспитатель: Ребята, а что значит наша Родина?
Воспитатель: Так тоже можно сказать. Ребята, Родина это страна, в которой мы живем. Родина, Отчизна, Отечество – можно называть разными словами, смысл от этого не изменится.
Динамическая пауза «Марш»
-Все военные идут на параде 9 Мая строевым шагом, который называется «марш». Давайте и мы попробуем маршировать, как они.
«Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг».
1.Игровое упражнение «Кто где служит»
-Кто управляет военным кораблём? (Военным кораблём управляет капитан)
-Кто управляет танком? (Танком управляет танкист)
-Кто охраняет границы нашей Родины? (Границы нашей Родины охраняет пограничник)
-Кто управляет самолётом? (Самолётом управляет пилот)
-Кто прыгает с парашютом? (Парашютист прыгает с парашютом)
-Кто стреляет из пулемёта? (Пулемётчик стреляет из пулемёта)
2. Игровое упражнение «Посчитай-ка» - согласование существительных и прилагательных с числительными.
На доске картинки с изображением военной техники.
Один военный танк, два военных танка,…, пять военных танков.
Аналогично считают боевые корабли.
3.Игровое упражнение «Слова-родственники» (подбор однокоренных слов).
- Ребята подумайте и назовите родственников слова «герой» (дети передают друг другу флажок и называют слова)
Герой - героический, героизм, геройский;
Защитник-защита, защищать, беззащитный, защищённый;
Война-военный, воевать, воин, войско, вояка. воюющий, воинский;
4.Звуко-слоговой анализ слова «мир»
-Долго шла война. Остановила советская армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. Мы победили. Наступил мир.
-Сколько слогов в слове «мир? (один слог)
-Какие вы звуки услышали в слове «мир? (мь,и,р)
-Какой первый звук? Он гласный или согласный? Он твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Какой фишкой обозначим?
(аналогично второй и третий звук)
Воспитатель: В этот день поздравляют ветеранов войны. Кто такие ветераны ребята?
Дети: Ветераны –это участники войны, которые защищали нашу Родину.
Воспитатель: Правильно, на войне их еще награждали орденами, медалями за мужество и героизм. В честь ветеранов проходит военный парад, а после идут ветераны, люди их поздравляют, дарят цветы, говорят спасибо. Погибшим воинам во всех городах стоят памятники и Вечный Огонь, который никогда не гаснет. Люди каждый год возлагают цветы к Вечному Огню.
-Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили сегодня?
Воспитатель: Ребята, давайте повторим еще раз, что мы узнали сегодня.
-Какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
-Что хотели сделать фашисты с нашей страной?
-Кто встал на защиту Родины?
-В честь кого возведен мемориал с вечным огнем?
-Кому благодарен весь наш народ? Почему?
-Кого мы поздравляем в этот день? Кого вспоминают?
-Куда возлагают цветы?
-Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они состарились, им трудно даже ходить.
-Как их называют? (ветеранами). Им нужна помощь. Как можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали.
Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, играем, живем под мирным небом!
