Эко-тропа Эколят.

Журавлева Любовь Владимировна

Эко-тропа Эколят.

Экологическая тропа– специально оборудованный в образовательных и воспитательных целях маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

Цель экологической тропы:

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической  культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

   Задачи:

- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;

- развивать  сенсорные качества каждого ребенка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами-

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Работа по созданию экологической тропы проводится в несколько этапов.   

 Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Прокладка маршрута экологической тропы Составление картосхемы тропинки разного назначения  для детей . Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Уроки доброты;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Экологические акции
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Экологические сказки

                                      Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Традиционные (родительские собрания, консультации, беседы).
  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники в ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Выставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
  • Мастерская эколят ( поделки из бросового материала, вторая жизнь вещам)

 

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

                             Правила поведения на экологической тропе

 

  • Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
  • Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
  • Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.
  • На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.
  • С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение

Объекты  экологической тропы могут быть разные:

«Правила поведения в природе»

«Птичья столовая»

«Природная лаборатория»

«Жужжащий и парящий мир»

«Цветочная поляна»

«Домик для творчества и вдохновения»

Стенд «Животный мир»