«Элементарное музицирование, как одна из современных педагогических технологий в контексте художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Федорова Яна Игоревна

Музыкальное образование в восприятии общества утратило свою узкоспециализированную функцию, заключающуюся исключительно в обучении игре на музыкальных инструментах и освоении теоретических знаний. Современные реалии ставят перед начальным музыкальным обучением новые задачи, соответствующие актуальным потребностям человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementarnoe_muzitsirovanie.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Элементарное музицирование, как одна из современных педагогических технологий в контексте художественно-эстетического воспитания дошкольников»

В современных реалиях наблюдается быстрое изменение ценностей и пересмотр взглядов на устоявшиеся в течение десятилетий нормы. Особое внимание уделяется вопросам, касающимся личности, её внутреннего мира и стремления к гармоничному и счастливому существованию. В этом контексте начальное музыкальное обучение занимает значительное место, так как оно способно оказать важное влияние на жизнь человека. Как и в других сферах, начальная подготовка в музыке зачастую определяет дальнейшие отношения человека с музыкальным искусством.

Музыкальное образование в восприятии общества утратило свою узкоспециализированную функцию, заключающуюся исключительно в обучении игре на музыкальных инструментах и освоении теоретических знаний. Современные реалии ставят перед начальным музыкальным обучением новые задачи, соответствующие актуальным потребностям человека. Наиболее важные из этих задач можно сформулировать следующим образом:

Формирование условий, позволяющих каждому индивиду найти и определить свои уникальные способы взаимодействия с музыкой;  

Стимулирование творческого развития природных музыкальных способностей;  

Освобождение первичной креативности и создание пространства для спонтанных творческих выражений;  

Содействие в развитии внутреннего мира и самопознания (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Элементарное музицирование обладает значительным потенциалом для эмоционального, психологического и социального воздействия. Оно может оказывать сильное влияние на формирование личных качеств детей, которые развиваются в процессе совместной музыкально-творческой деятельности.

В первую очередь к ним можно отнести умение импровизировать, спонтанность, экспрессивность, а также гибкость и тонкость эмоционального восприятия. Важными являются навыки невербального общения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, креативный подход к решению задач и проблем, а также умение использовать музыку как средство для гармонизации своего внутреннего мира.В процессе работы с детьми дошкольного возраста музыкальные педагоги регулярно сталкиваются с определенными трудностями:

Ритмические сложности: детям трудно воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок в музыке разных стилей и темпов. Они испытывают затруднения при выполнении простых ритмических упражнений с использованием речи и при работе с музыкальным сопровождением.

Проблемы с декламацией: у детей возникают сложности при выразительном чтении текстов, особенно когда требуется менять темп, тембр голоса и громкость звучания.

Слуховой анализ: дошкольники часто не могут различать звуки по высоте в разных регистрах, особенно при переходе от одного регистра к другому.

Пение и сопровождение: многие дети с трудом справляются с исполнением простых песен и не могут аккомпанировать мелодии на ксилофоне.

Импровизация: дети часто стесняются и не умеют свободно двигаться под музыку, им сложно импровизировать шумовое сопровождение знакомых мелодий.

Решением этих проблем стало элементарное музицирование – древний и эффективный способ знакомства человека с музыкой. Современная система такого музицирования была разработана Карлом Орфом, создавшим пятитомное собрание детской музыки.

Орф считал, что детям нужна особая музыка, специально созданная для начального этапа обучения. Она должна быть понятна детям и соответствовать их психологическим особенностям. Это не просто музыка – это синтез музыки, речи и движения, где пение сочетается с танцами, а речевые игры – с музыкальным сопровождением. Подобный подход естественен для детей и присутствует в музыкальной культуре всех народов.

По мнению Орфа, дети должны не только слушать и воспроизводить чужую музыку, но прежде всего создавать и исполнять собственную, детскую музыку.

Шульверк Орфа представляет собой практическое руководство по организации творческого музицирования. Его главная цель – познакомить всех детей с музыкой независимо от их способностей, раскрыть их творческий потенциал и развить природные музыкальные задатки.