Игры с песком
Цель занятий с песком – обогащать тактильный опыт, развивать мелкую моторику, речь, воображение, мышление, координацию движений; развивать умения отличать предметы по форме, цвету, размеру. Для игр с песком нужны: совки, формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки и другое. Игра «Пальчики побежали» Рука опирается на дно песочницы, кисть приподнята. Передвижение по дну, перебирая пальчиками («пальчики побежали вперед»). Откапывание спрятанной в песке руки взрослого Взрослый показывает, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее. Игра «Солим щи» Перетирающие движения тремя пальцами — большим, указательным и средним. (С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить это упражнение так же в мисочке с гречневой крупой или рисом.). Игра «Соберем все бусинки» Бросьте камешки в песок. Сначала предложите собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке (если ребенок правша), а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко. Рисование на песке. На поднос насыпать тонким слоем песок. Предложить нарисовать пальчиком или палочкой круг, овал и т.д. Тренируем движение руки и развиваем тактильные ощущения. Игра «Пересыпаем ложкой» Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с песком, а справа - пустую. Вначале двигая рукой ребенка, взрослый показывает, как надо набирать неполную ложку песка, дождаться, чтобы песок перестал сыпаться с ложки и плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Полезно сочетать эти упражнения с размешиванием. Вы любите, ребята, Пересыпать песок. В руках у вас лопата, Ведерко и совок. Как нитка золотая, У вас из кулака Бежит струя густая Прохладного песка. (С. Маршак) Эта игра развивает глазомер, учит соотносить количество песка и размер емкости. Игра «Найди шарик» Знакомство с качествами предметов - размером, формой. Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Игра «Разложим по порядку» Высыпать в мисочку бусинки двух цветов по 5-7 штук, справа от мисочки поставьте две тарелочки. Взрослый предлагает ребенку сложить в одну тарелочку все красные бусинки, а в другую – все синие. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами. Если какие - то бусинки упадут на стол, следует попросить малыша собрать их с помощью совка. Игра «Следы на песке» Для этой игры нужен влажный песок. Оптимально, если его подготовить с вечера: для этого достаточно полить песок из лейки с ситечком и накрыть пленкой на ночь. К утру получится прекрасно увлажненный, но не слишком мокрый песок. Следы могут оставлять формочки, игрушки, машинки. Игра «Дорожки» Сначала рисуем пальчиком дорожки. А потом по этим дорожкам ходим – ручками. Можно пробовать провести по дорожкам игрушки, изображая, как будет идти мишка косолапый, а как киска побежит. Большие ноги идут по дороге: Топ! Топ! Топ! Топ! Маленькие ножки бегут по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! Игра «Горки из песка» Из влажного песка строим горку. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок видит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз. Так же знакомим малыша с понятиями высокий – низкий. Игра «Волшебные картинки» Для этой игры нужен плоский поднос. На его дно кладем картинку, сверху насыпаем небольшой слой сухого песка. Малыш пальчиком убирает песок и находит сюрприз – картинку. Игра «Прятки» Вариант 1. Развиваем память. Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной. Вариант 2. Развиваем память и воображение. Малыш закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки. Вариант 3. Изучаем форму предметов. Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка. Игра «Поиски сокровищ» Возьмите небольшие игрушки и спрячьте их в песке, а ребенку предложите найти спрятанные игрушки. Не прячьте игрушки слишком глубоко, чтобы они не стали реальными потерянными сокровищами. В процессе игры меняйтесь ролями — взрослый прячет, ребенок находит и наоборот ребенок прячет, а взрослый находит сокровища. Игра «Ямки» Знакомство с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке можно дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами. Игра «Машинки» В песке очень интересно играть различными машинками. Лучше всего для этого подойдут средние и крупные машинки из пластмассы: в мелких застрянет песок и перестанут крутиться колеса. С помощью машинок песок можно перевозить с места на место. Для них можно строить дороги, прокапывая их совком. Пригодятся и грабли из песочного набора: ими прокладываются трассы по всей песочнице. Если вырыть ямку и накрыть дощечкой – получится мост. Строительство тоннелей и транспортных развязок увлекает не только детей, но и взрослых. Аппликация из песка Для работы потребуются: карандаш, картон и клей. Песок необходимо просеять и просушить. Карандашом рисуем простой рисунок, потом клеем «закрашиваем» его, и малыш посыпает изображение песком. Когда клей подсохнет, остатки песка стряхиваем и получаем картину. Любая игра с песком развивает мелкую моторику, обогащает тактильный опыт ребенка. Малыш познает свойства этого материала, развиваются его творческие способности и фантазия. Игры с песком позволяют снять напряжение, улучшить настроение, что положительно влияет на развитие ребенка.
