Формирование грамматического строя у детей с ОВЗ

Цобехия Анна Юрьевна

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития: особенности, трудности и пути коррекции

Грамматический строй речи (ГСС) – это система правил, по которым слова соединяются в предложения, изменяются по числам, падежам, родам, временам, лицам и т.д. Его усвоение – фундаментальная веха в речевом развитии ребенка, обеспечивающая точность, ясность и богатство выражения мыслей. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование ГСС представляет собой одну из наиболее сложных и специфических областей коррекционной работы. Понимание особенностей этого процесса и владение эффективными методами коррекции – ключ к успешной социализации и обучению таких детей.

Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР

Формирование ГСС у детей с ЗПР протекает замедленно и своеобразно, что обусловлено комплексом причин:

1.  Когнитивные особенности: Снижение уровня познавательной активности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения затрудняет выявление и усвоение языковых закономерностей, правил словоизменения и словообразования. Дети испытывают трудности в абстрагировании грамматических признаков слов.

2.  Речевые предпосылки:

Часто наблюдаются:

* Бедность словаря: Недостаточный объем глагольного словаря (особенно глаголов с приставками), прилагательных, наречий, местоимений, союзов ограничивает возможности построения разнообразных грамматических конструкций.

* Недоразвитие фонематического слуха: Трудности в различении звуков речи могут приводить к ошибкам в согласовании слов (особенно по родам и числам).

* Несформированность языкового чутья: Сниженная чувствительность к языковым нормам, интуитивное усвоение правил грамматики затруднено.

* Слабость регуляторных функций: Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность, импульсивность мешают целенаправленной работе по усвоению и применению грамматических правил.

* Ограниченный речевой опыт: Недостаточное общение со взрослыми и сверстниками, меньший опыт слушания и анализа литературных текстов ограничивают "речевую среду", необходимую для естественного усвоения грамматики.

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития: особенности, трудности и пути коррекции

Грамматический строй речи (ГСС) – это система правил, по которым слова соединяются в предложения, изменяются по числам, падежам, родам, временам, лицам и т.д. Его усвоение – фундаментальная веха в речевом развитии ребенка, обеспечивающая точность, ясность и богатство выражения мыслей. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование ГСС представляет собой одну из наиболее сложных и специфических областей коррекционной работы. Понимание особенностей этого процесса и владение эффективными методами коррекции – ключ к успешной социализации и обучению таких детей.

Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР

Формирование ГСС у детей с ЗПР протекает замедленно и своеобразно, что обусловлено комплексом причин:

1.  Когнитивные особенности: Снижение уровня познавательной активности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения затрудняет выявление и усвоение языковых закономерностей, правил словоизменения и словообразования. Дети испытывают трудности в абстрагировании грамматических признаков слов.

2.  Речевые предпосылки:

Часто наблюдаются:

* Бедность словаря: Недостаточный объем глагольного словаря (особенно глаголов с приставками), прилагательных, наречий, местоимений, союзов ограничивает возможности построения разнообразных грамматических конструкций.

* Недоразвитие фонематического слуха: Трудности в различении звуков речи могут приводить к ошибкам в согласовании слов (особенно по родам и числам).

* Несформированность языкового чутья: Сниженная чувствительность к языковым нормам, интуитивное усвоение правил грамматики затруднено.

* Слабость регуляторных функций: Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность, импульсивность мешают целенаправленной работе по усвоению и применению грамматических правил.

* Ограниченный речевой опыт: Недостаточное общение со взрослыми и сверстниками, меньший опыт слушания и анализа литературных текстов ограничивают "речевую среду", необходимую для естественного усвоения грамматики.

ПОЛНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СКЧИВАНИЯ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammati_zpr.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития: особенности, трудности и пути коррекции

Грамматический строй речи (ГСС) – это система правил, по которым слова соединяются в предложения, изменяются по числам, падежам, родам, временам, лицам и т.д. Его усвоение – фундаментальная веха в речевом развитии ребенка, обеспечивающая точность, ясность и богатство выражения мыслей. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование ГСС представляет собой одну из наиболее сложных и специфических областей коррекционной работы. Понимание особенностей этого процесса и владение эффективными методами коррекции – ключ к успешной социализации и обучению таких детей.

Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР

Формирование ГСС у детей с ЗПР протекает замедленно и своеобразно, что обусловлено комплексом причин:

1.  Когнитивные особенности: Снижение уровня познавательной активности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения затрудняет выявление и усвоение языковых закономерностей, правил словоизменения и словообразования. Дети испытывают трудности в абстрагировании грамматических признаков слов.

2.  Речевые предпосылки:

Часто наблюдаются:

* Бедность словаря: Недостаточный объем глагольного словаря (особенно глаголов с приставками), прилагательных, наречий, местоимений, союзов ограничивает возможности построения разнообразных грамматических конструкций.

* Недоразвитие фонематического слуха: Трудности в различении звуков речи могут приводить к ошибкам в согласовании слов (особенно по родам и числам).

* Несформированность языкового чутья: Сниженная чувствительность к языковым нормам, интуитивное усвоение правил грамматики затруднено.

* Слабость регуляторных функций: Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность, импульсивность мешают целенаправленной работе по усвоению и применению грамматических правил.

* Ограниченный речевой опыт: Недостаточное общение со взрослыми и сверстниками, меньший опыт слушания и анализа литературных текстов ограничивают "речевую среду", необходимую для естественного усвоения грамматики.

Характерные грамматические ошибки

Речь детей с ЗПР изобилует аграмматизмами, которые проявляются на разных уровнях:

1.  Ошибки в словоизменении:

    *   Нарушение согласования: "красная платье", "много книгов", "пять карандашов".

    *  Нарушение управления: "играть с игрушка", "рисовать краска", "пришел из школа".

    * Трудности в употреблении падежных форм: Пропуск или замена предлогов ("книга лежит стол"), неправильные окончания существительных ("нет ручков", "под стул"), смешение падежей ("вижу мама" в именительном падеже как подлежащее).

    * Ошибки в родовых и числовых окончаниях глаголов и прилагательных: "мама пришел", "красивая  дом".

2.  Ошибки в словообразовании:

    *  Трудности образования уменьшительно-ласкательных форм ("стулик" вместо "стульчик").

    * Неправильное образование названий детенышей животных ("лошаденок").

    *   Ошибки в глагольных приставочных образованиях ("разлил" вместо "налил").

3.  *Ошибки в синтаксисе:

    *   Упрощение структуры предложения (пропуск второстепенных членов, союзов).

    *   Нарушение порядка слов ("Мальчик мяч играет").

    *   Трудности построения сложных предложений (сложносочиненных и особенно сложноподчиненных).

    *   Неполные или нераспространенные предложения.

Основные направления и методы коррекционной работы

Формирование ГСС у детей с ЗПР требует систематической, целенаправленной и длительной коррекционно-развивающей работы, интегрированной в общий процесс развития познавательной деятельности и речи. Ключевые направления:

1.  Обогащение словарного запаса: Прежде всего, необходимо расширять и активизировать словарь, особенно глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, местоимений. Без достаточной лексической базы невозможно формирование грамматических конструкций.

2.  Развитие морфологических обобщений:

    *  Сравнение и сопоставление: Сравнение слов в разных грамматических формах (стол - столы; играет - играли; большой - больше). Выделение общего и различного.

    * Моделирование: Использование наглядных схем, таблиц, карточек для демонстрации изменений слов (окончаний, суффиксов). Например, схемы для согласования существительного с прилагательным или числительным.

*   Игровые упражнения:    

*   "Один - много" (стул - стулья).      

*   "Назови ласково" (дом - домик).

*   "Что без чего?" (чашка без ручки).

*   "Кого не стало?" (нет лис**ы**, медвед**я**).

*   "Подбери действие" (Что делает? Что делал? Что будет делать?).

*   "Исправь ошибку" (целенаправленный разбор аграмматизмов).

*   Игры с мячом на словоизменение (бросая мяч, взрослый говорит слово в единственном числе, ребенок возвращает во множественном, и наоборот).

3.  Формирование навыков синтаксического оформления высказывания:

    *   Составление предложений: По картинке, по опорным словам, по демонстрируемому действию. Сначала простые нераспространенные, затем распространенные с использованием вопросов (Кто? Что делает? Где? Когда? С кем? Какой?).

    * Распространение предложений: Добавление определений, дополнений, обстоятельств к простой основе.

    * Работа с деформированными предложениями: Восстановление правильного порядка слов.

    *  Составление сложных предложений:  По сюжетным картинкам, по опорным словам с союзами (а, и, но, потому что, чтобы, когда). Объяснение смысла союзов.

    *  Пересказ и рассказывание: Наиболее эффективные методы для отработки грамматически правильной связной речи. Используются вопросы, схемы, серии картинок.

4.  Развитие слухового внимания и фонематического восприятия: Для различения звуковых окончаний, влияющих на согласование (красная - красное).

5. Активизация речевой практики: Создание ситуаций живого, мотивированного общения, где ребенок вынужден использовать правильные грамматические формы для достижения своей цели (игры, совместная деятельность, беседы).

Принципы эффективной коррекции:

* Опора на наглядность: Широкое использование предметов, игрушек, картинок, схем.

* Игровая форма: Мотивация через интересные игры и упражнения.

* Поэтапность и последовательность: От простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

*  Систематичность и повторяемость: Регулярные занятия с многократным закреплением материала.

*  Индивидуальный подход: Учет структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

*  Связь с другими сторонами речи: Параллельное развитие фонетики, лексики, связной речи.

* Взаимодействие специалистов и родителей: Согласованная работа логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и активное участие семьи в закреплении навыков в быту.

Заключение

Формирование грамматического строя речи у детей с ЗПР – сложный, но достижимый процесс. Понимание специфики их трудностей, обусловленных особенностями познавательного развития, позволяет разработать адекватную и эффективную систему коррекционного воздействия. Комплексный подход, сочетающий развитие когнитивных процессов, обогащение словаря и целенаправленную работу над грамматическими категориями через игровые и практические методы, способствует преодолению аграмматизмов. Это, в свою очередь, открывает детям с ЗПР путь к более успешному овладению программой обучения, улучшению коммуникации и полноценной интеграции в общество. Терпение, систематичность и вера в потенциал каждого ребенка – главные союзники специалистов и родителей на этом пути.