Формирование грамматического строя у детей с ОВЗ

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития: особенности, трудности и пути коррекции
Грамматический строй речи (ГСС) – это система правил, по которым слова соединяются в предложения, изменяются по числам, падежам, родам, временам, лицам и т.д. Его усвоение – фундаментальная веха в речевом развитии ребенка, обеспечивающая точность, ясность и богатство выражения мыслей. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование ГСС представляет собой одну из наиболее сложных и специфических областей коррекционной работы. Понимание особенностей этого процесса и владение эффективными методами коррекции – ключ к успешной социализации и обучению таких детей.
Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР
Формирование ГСС у детей с ЗПР протекает замедленно и своеобразно, что обусловлено комплексом причин:
1. Когнитивные особенности: Снижение уровня познавательной активности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения затрудняет выявление и усвоение языковых закономерностей, правил словоизменения и словообразования. Дети испытывают трудности в абстрагировании грамматических признаков слов.
2. Речевые предпосылки:
Часто наблюдаются:
* Бедность словаря: Недостаточный объем глагольного словаря (особенно глаголов с приставками), прилагательных, наречий, местоимений, союзов ограничивает возможности построения разнообразных грамматических конструкций.
* Недоразвитие фонематического слуха: Трудности в различении звуков речи могут приводить к ошибкам в согласовании слов (особенно по родам и числам).
* Несформированность языкового чутья: Сниженная чувствительность к языковым нормам, интуитивное усвоение правил грамматики затруднено.
* Слабость регуляторных функций: Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность, импульсивность мешают целенаправленной работе по усвоению и применению грамматических правил.
* Ограниченный речевой опыт: Недостаточное общение со взрослыми и сверстниками, меньший опыт слушания и анализа литературных текстов ограничивают "речевую среду", необходимую для естественного усвоения грамматики.
Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития: особенности, трудности и пути коррекции
Грамматический строй речи (ГСС) – это система правил, по которым слова соединяются в предложения, изменяются по числам, падежам, родам, временам, лицам и т.д. Его усвоение – фундаментальная веха в речевом развитии ребенка, обеспечивающая точность, ясность и богатство выражения мыслей. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование ГСС представляет собой одну из наиболее сложных и специфических областей коррекционной работы. Понимание особенностей этого процесса и владение эффективными методами коррекции – ключ к успешной социализации и обучению таких детей.
Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР
Формирование ГСС у детей с ЗПР протекает замедленно и своеобразно, что обусловлено комплексом причин:
1. Когнитивные особенности: Снижение уровня познавательной активности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения затрудняет выявление и усвоение языковых закономерностей, правил словоизменения и словообразования. Дети испытывают трудности в абстрагировании грамматических признаков слов.
2. Речевые предпосылки:
Часто наблюдаются:
* Бедность словаря: Недостаточный объем глагольного словаря (особенно глаголов с приставками), прилагательных, наречий, местоимений, союзов ограничивает возможности построения разнообразных грамматических конструкций.
* Недоразвитие фонематического слуха: Трудности в различении звуков речи могут приводить к ошибкам в согласовании слов (особенно по родам и числам).
* Несформированность языкового чутья: Сниженная чувствительность к языковым нормам, интуитивное усвоение правил грамматики затруднено.
* Слабость регуляторных функций: Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность, импульсивность мешают целенаправленной работе по усвоению и применению грамматических правил.
* Ограниченный речевой опыт: Недостаточное общение со взрослыми и сверстниками, меньший опыт слушания и анализа литературных текстов ограничивают "речевую среду", необходимую для естественного усвоения грамматики.
ПОЛНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СКЧИВАНИЯ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития: особенности, трудности и пути коррекции
Грамматический строй речи (ГСС) – это система правил, по которым слова соединяются в предложения, изменяются по числам, падежам, родам, временам, лицам и т.д. Его усвоение – фундаментальная веха в речевом развитии ребенка, обеспечивающая точность, ясность и богатство выражения мыслей. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование ГСС представляет собой одну из наиболее сложных и специфических областей коррекционной работы. Понимание особенностей этого процесса и владение эффективными методами коррекции – ключ к успешной социализации и обучению таких детей.
Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР
Формирование ГСС у детей с ЗПР протекает замедленно и своеобразно, что обусловлено комплексом причин:
1. Когнитивные особенности: Снижение уровня познавательной активности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения затрудняет выявление и усвоение языковых закономерностей, правил словоизменения и словообразования. Дети испытывают трудности в абстрагировании грамматических признаков слов.
2. Речевые предпосылки:
Часто наблюдаются:
* Бедность словаря: Недостаточный объем глагольного словаря (особенно глаголов с приставками), прилагательных, наречий, местоимений, союзов ограничивает возможности построения разнообразных грамматических конструкций.
* Недоразвитие фонематического слуха: Трудности в различении звуков речи могут приводить к ошибкам в согласовании слов (особенно по родам и числам).
* Несформированность языкового чутья: Сниженная чувствительность к языковым нормам, интуитивное усвоение правил грамматики затруднено.
* Слабость регуляторных функций: Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность, импульсивность мешают целенаправленной работе по усвоению и применению грамматических правил.
* Ограниченный речевой опыт: Недостаточное общение со взрослыми и сверстниками, меньший опыт слушания и анализа литературных текстов ограничивают "речевую среду", необходимую для естественного усвоения грамматики.
Характерные грамматические ошибки
Речь детей с ЗПР изобилует аграмматизмами, которые проявляются на разных уровнях:
1. Ошибки в словоизменении:
* Нарушение согласования: "красная платье", "много книгов", "пять карандашов".
* Нарушение управления: "играть с игрушка", "рисовать краска", "пришел из школа".
* Трудности в употреблении падежных форм: Пропуск или замена предлогов ("книга лежит стол"), неправильные окончания существительных ("нет ручков", "под стул"), смешение падежей ("вижу мама" в именительном падеже как подлежащее).
* Ошибки в родовых и числовых окончаниях глаголов и прилагательных: "мама пришел", "красивая дом".
2. Ошибки в словообразовании:
* Трудности образования уменьшительно-ласкательных форм ("стулик" вместо "стульчик").
* Неправильное образование названий детенышей животных ("лошаденок").
* Ошибки в глагольных приставочных образованиях ("разлил" вместо "налил").
3. *Ошибки в синтаксисе:
* Упрощение структуры предложения (пропуск второстепенных членов, союзов).
* Нарушение порядка слов ("Мальчик мяч играет").
* Трудности построения сложных предложений (сложносочиненных и особенно сложноподчиненных).
* Неполные или нераспространенные предложения.
Основные направления и методы коррекционной работы
Формирование ГСС у детей с ЗПР требует систематической, целенаправленной и длительной коррекционно-развивающей работы, интегрированной в общий процесс развития познавательной деятельности и речи. Ключевые направления:
1. Обогащение словарного запаса: Прежде всего, необходимо расширять и активизировать словарь, особенно глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, местоимений. Без достаточной лексической базы невозможно формирование грамматических конструкций.
2. Развитие морфологических обобщений:
* Сравнение и сопоставление: Сравнение слов в разных грамматических формах (стол - столы; играет - играли; большой - больше). Выделение общего и различного.
* Моделирование: Использование наглядных схем, таблиц, карточек для демонстрации изменений слов (окончаний, суффиксов). Например, схемы для согласования существительного с прилагательным или числительным.
* Игровые упражнения:
* "Один - много" (стул - стулья).
* "Назови ласково" (дом - домик).
* "Что без чего?" (чашка без ручки).
* "Кого не стало?" (нет лис**ы**, медвед**я**).
* "Подбери действие" (Что делает? Что делал? Что будет делать?).
* "Исправь ошибку" (целенаправленный разбор аграмматизмов).
* Игры с мячом на словоизменение (бросая мяч, взрослый говорит слово в единственном числе, ребенок возвращает во множественном, и наоборот).
3. Формирование навыков синтаксического оформления высказывания:
* Составление предложений: По картинке, по опорным словам, по демонстрируемому действию. Сначала простые нераспространенные, затем распространенные с использованием вопросов (Кто? Что делает? Где? Когда? С кем? Какой?).
* Распространение предложений: Добавление определений, дополнений, обстоятельств к простой основе.
* Работа с деформированными предложениями: Восстановление правильного порядка слов.
* Составление сложных предложений: По сюжетным картинкам, по опорным словам с союзами (а, и, но, потому что, чтобы, когда). Объяснение смысла союзов.
* Пересказ и рассказывание: Наиболее эффективные методы для отработки грамматически правильной связной речи. Используются вопросы, схемы, серии картинок.
4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия: Для различения звуковых окончаний, влияющих на согласование (красная - красное).
5. Активизация речевой практики: Создание ситуаций живого, мотивированного общения, где ребенок вынужден использовать правильные грамматические формы для достижения своей цели (игры, совместная деятельность, беседы).
Принципы эффективной коррекции:
* Опора на наглядность: Широкое использование предметов, игрушек, картинок, схем.
* Игровая форма: Мотивация через интересные игры и упражнения.
* Поэтапность и последовательность: От простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
* Систематичность и повторяемость: Регулярные занятия с многократным закреплением материала.
* Индивидуальный подход: Учет структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
* Связь с другими сторонами речи: Параллельное развитие фонетики, лексики, связной речи.
* Взаимодействие специалистов и родителей: Согласованная работа логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и активное участие семьи в закреплении навыков в быту.
Заключение
Формирование грамматического строя речи у детей с ЗПР – сложный, но достижимый процесс. Понимание специфики их трудностей, обусловленных особенностями познавательного развития, позволяет разработать адекватную и эффективную систему коррекционного воздействия. Комплексный подход, сочетающий развитие когнитивных процессов, обогащение словаря и целенаправленную работу над грамматическими категориями через игровые и практические методы, способствует преодолению аграмматизмов. Это, в свою очередь, открывает детям с ЗПР путь к более успешному овладению программой обучения, улучшению коммуникации и полноценной интеграции в общество. Терпение, систематичность и вера в потенциал каждого ребенка – главные союзники специалистов и родителей на этом пути.
