Сказкотерапия для дошкольников

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Сказкотерапия для дошкольников — метод работы со сказками, который способствует эмоциональному, социальному и интеллектуальному развитию детей.
Сказкотерапия - один из самых древних методов в психологии. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не наказывали ребенка, а рассказывали ему поучающую сказку, из которой ребенок понимал смысл поступка.
Мы, взрослые, давно уже избавились от иллюзий, живем согласно своим ценностям, привычкам, устоям. Мы растим своих детей с любовью в сердце, мы искренне надеемся и верим, что наши дети вырастут и их никогда не постигнет ненастье, что они добьются в жизни большего, станут тем, кем хотят быть. Надеемся, что они не повторят наших ошибок, ведь мы, их учим как правильно избегать ошибки, как правильно жить. А правильно ли это?
Сейчас в нашем обществе преобладает, детский эгоизм, безразличие, отсутствие чуткого и бережного отношения друг к другу, основными показателями, которого являются отсутствие уважения к окружающим, осознания того, что «другим тоже надо». Возможно, это связано с тем, что мир становиться более техногенным. Многим родителям, сейчас проще дать ребенку телефон или планшет, чтобы тот не отвлекал от просмотра сериала или от домашних дел. Дети живут в мире фантазий, когда объясняя ребенку правила жизни, мы часто насильно пытаемся его вытащить из мира детства в мир взрослых - и терпим неудачу.
Не стоит сокращать детство ребенка, лучше попробовать погрузиться в мир его фантазий, попробовать понять, что думает и чувствует ребенок и найти решения как правильно реагировать на его поступки, его слова сказанные в обиде на вас.
На самом деле сказки хороши как для развития ребенка, так и для воспитания его как личности, потому что в сказках отсутствуют прямые нравоучения. События происходящие в сказке естественны, вытекают одно из другого, ребенок усваивает существующие в мире причинно-следственные связи, и учится сочувствовать, сопереживать.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство - это еще и превращение. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.
Дети дошкольного возраста находятся на этапе активного познания мира. Через волшебство и вымышленные образы ребёнок учится различать добро и зло, понимать значимость любви, заботы, взаимовыручки и других ключевых ценностей.
Поэтому в детском саду, создавая условия, выстраиваем работу так, чтобы каждый воспитанник почувствовал и полюбил мир вокруг себя, уважал свою семью, взрослых, любил свой город. Сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки - естественная составляющая повседневной жизни детей.
Как работает сказкотерапия?
Процесс сказкотерапии включает несколько этапов:
1. Выбор сказки: Педагог выбирает подходящую сказку, учитывая возраст и индивидуальные особенности детей.
2. Рассказывание сказки: Воспитатель рассказывает сказку, используя выразительную речь и мимику.
3. Обсуждение: После прочтения проводится обсуждение сюжета, персонажей и морали сказки.
4. Творческая деятельность: Дети могут рисовать иллюстрации, разыгрывать сценки или создавать собственные продолжения истории.
Преимущества сказкотерапии:
- Развитие воображения и творческих способностей.
- Формирование нравственных качеств и ценностей.
- Улучшение коммуникативных навыков.
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
- Решение проблем поведения и адаптации.
Примеры сказок для разных возрастных групп:
- Для младшего дошкольного возраста: «Колобок», «Три поросенка», «Репка», «Маша и Медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка» и др.;
- Для среднего дошкольного возраста: «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заяц-хваста», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Бычок - смоляной бочок»и др.;
- Для старшего дошкольникого возраста: «Золушка», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Морозко», «По щучьему веленью», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.;
- Для подготовительной к школе группе: «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и Серый Волк», «У страха глаза велики», «Добрыня и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Айога», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах» и др..
Сказкотерапия является эффективным инструментом в работе воспитателей и педагогов, способствующим гармоничному развитию и воспитанию детей.
