Сказкотерапия для дошкольников

Энгельгард Ирина Александровна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы  войти  в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родари.

 

Сказкотерапия для дошкольников — метод работы со сказками, который способствует эмоциональному, социальному и интеллектуальному развитию детей.

Сказкотерапия - один из самых древних методов в психологии. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не наказывали ребенка, а рассказывали ему поучающую сказку, из которой ребенок понимал смысл поступка. 

Мы, взрослые, давно уже избавились от иллюзий, живем согласно своим ценностям, привычкам, устоям. Мы растим своих детей с любовью в сердце, мы искренне надеемся и верим, что наши дети вырастут и их никогда не постигнет ненастье, что они добьются в жизни большего, станут тем, кем хотят быть. Надеемся, что они не повторят наших ошибок, ведь мы, их учим как правильно избегать ошибки, как правильно жить. А правильно ли это?

Сейчас в нашем обществе преобладает, детский эгоизм, безразличие, отсутствие чуткого и бережного отношения друг к другу, основными показателями, которого являются отсутствие уважения к окружающим, осознания того, что «другим тоже надо». Возможно, это связано с тем, что мир становиться более техногенным. Многим родителям, сейчас проще дать ребенку телефон или планшет, чтобы тот не отвлекал от просмотра сериала или от  домашних дел. Дети живут в мире фантазий, когда объясняя ребенку правила жизни, мы часто насильно пытаемся его вытащить из мира детства в мир взрослых - и терпим неудачу.

Не стоит сокращать детство ребенка, лучше попробовать погрузиться в мир его фантазий, попробовать понять, что думает и чувствует ребенок и найти решения как правильно реагировать на его поступки, его слова сказанные в обиде на вас.

На самом деле сказки хороши как для развития ребенка, так и для воспитания его как личности, потому что в сказках отсутствуют прямые нравоучения. События происходящие в сказке естественны, вытекают одно из другого, ребенок усваивает существующие в мире причинно-следственные связи, и учится сочувствовать, сопереживать.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство - это еще и превращение. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

Дети дошкольного возраста находятся на этапе активного познания мира. Через волшебство и вымышленные образы ребёнок учится различать добро и зло, понимать значимость любви, заботы, взаимовыручки и других ключевых ценностей.

Поэтому в детском саду, создавая условия, выстраиваем работу так, чтобы каждый воспитанник почувствовал и полюбил мир вокруг себя, уважал свою семью,  взрослых, любил свой город. Сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки - естественная составляющая повседневной жизни детей.

Как работает сказкотерапия?

Процесс сказкотерапии включает несколько этапов:

1. Выбор сказки: Педагог выбирает подходящую сказку, учитывая возраст и индивидуальные особенности детей.

2. Рассказывание сказки: Воспитатель рассказывает сказку, используя выразительную речь и мимику.

3. Обсуждение: После прочтения проводится обсуждение сюжета, персонажей и морали сказки.

4. Творческая деятельность: Дети могут рисовать иллюстрации, разыгрывать сценки или создавать собственные продолжения истории.

Преимущества сказкотерапии:

- Развитие воображения и творческих способностей.

- Формирование нравственных качеств и ценностей.

- Улучшение коммуникативных навыков.

- Повышение самооценки и уверенности в себе.

- Решение проблем поведения и адаптации.

Примеры сказок для разных возрастных групп:

- Для младшего дошкольного возраста: «Колобок», «Три поросенка», «Репка», «Маша и Медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка» и др.;

- Для среднего дошкольного возраста: «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заяц-хваста», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Бычок - смоляной бочок»и др.;

- Для старшего дошкольникого возраста: «Золушка», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Морозко», «По щучьему веленью», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.;

- Для подготовительной к школе группе: «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и Серый Волк», «У страха глаза велики», «Добрыня и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Айога», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах» и др..

Сказкотерапия является эффективным инструментом в работе воспитателей и педагогов, способствующим гармоничному развитию и воспитанию детей.