ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Иващук Наталья Алексеевна

  Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сталкивается с комплексом психологических, социальных и педагогических трудностей. Нарушение детско родительских отношений в таких семьях может усугублять эмоциональное напряжение, снижать эффективность реабилитационных мероприятий и негативно влиять на развитие ребенка. Гармонизация этих отношений требует системного подхода, учитывающего как особенности развития ребенка, так и психологическое состояние родителей. Цель данной статьи – проанализировать ключевые аспекты гармонизации детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ, а также предложить практические рекомендации для специалистов, работающих с данной категорией семей.

1. Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

1.1. Психологические взаимодействие факторы, влияющие на Рождение ребенка с ОВЗ часто становится для родителей стрессогенным событием, приводящим дезадаптации. Типичными реакциями являются:  к эмоциональной чувство вины и гиперопека – стремление компенсировать нарушения ребенка чрезмерной заботой, что тормозит его самостоятельность;  отвержение или эмоциональная холодность – как следствие неготовности принять диагноз; симбиотическая связь – нарушение личностных границ, препятствующее социализации ребенка. Эти паттерны взаимодействия формируют дисфункциональные отношения, затрудняющие как развитие ребенка, так и психологическое благополучие семьи.Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в выражении эмоций и потребностей, что осложняет взаимодействие. Для улучшения коммуникации применяются: альтернативные средства общения (жесты, карточки PECS, цифровые устройства); игровая терапия – развитие эмоционального интеллекта через сюжетно-ролевые игры;  социальные истории – моделирование повседневных ситуаций для обучения адекватным реакциям.

Индивидуальный подход к каждой семье .Не существует универсальных стратегий работы – необходимо учитывать: тип и степень нарушений у ребенка; культурные и социальные особенности семьи; готовность родителей к сотрудничеству. Эффективная помощь возможна только при координации усилий: педагогов (разработка индивидуальных образовательных маршрутов); медиков (коррекция сопутствующих заболеваний); социальных работников (помощь в получении льгот и услуг). Детско-родительские отношения в семьях с детьми с ОВЗ – сложный, но достижимый процесс. Он требует комплексного подхода, включающего психологическую поддержку родителей, развитие коммуникативных навыков у ребенка и формирование адаптивной семейной системы. Реализация этих мер способствует не только улучшению внутрисемейного климата, но и повышает эффективность реабилитационных мероприятий, обеспечивая ребенку с ОВЗ максимально возможное качество жизни. Профессионалам, работающим с такими семьями, важно сочетать научно обоснованные методы с гибкостью и эмпатией, поскольку именно персонализированный подход становится ключом к успешной гармонизации отношений