Мастер класс для родителей консультационного центра на тему «Гимнастика для малышей»

- рассказать о значении гимнастики для дошкольников;
- вызвать интерес к проведению гимнастики всей семьёй;
- расширить знания родителей о выполнении физических упражнений;
- способствовать получению практических навыков по проведению гимнастики в домашних условиях;
- познакомить родителей с методикой проведения гимнастики;
- сформировать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.86 КБ |


Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
______________________________________________________________________
412600, Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак , ул. Некрасова, д.16»а»
ОГРН 11064440005573
Мастер класс для родителей
консультационного центра
на тему «Гимнастика для малышей»
Провела инструктор по физической культуре
Подгорнова Л.В.
Ноябрь 2024
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Каждый родитель знает, как полезна физическая активность для развития маленьких детей. И ограничивать ее не стоит: дети должны постоянно бегать, прыгать, ползать, преодолевать преграды, лазать по канатам или деревьям, кататься на велосипеде или самокате… При всем этом в распорядке дня малыша обязательно должно быть место для гимнастики, во время которой ребенок выполняет упражнения, совершенствуя свои движения. Деткам до года гимнастику проводят родители, приводя в движение ручки и ножки. Но к году дети обычно начинают самостоятельно ходить, позже учатся приседать и вставать, могут повторять простые движения за взрослыми. Расскажем, какой должна быть гимнастика для детей от 1 года.
СОВЕРШЕНСТВУЕМ НАВЫКИ
Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.
Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:
- укреплять иммунитет;
- развивать выносливость;
- правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
- чувствовать свое тело в пространстве;
- улучшать обменные процессы;
- укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
- улучшать осанку;
- нормализовать работу нервной системы;
- улучшать пищеварение;
- нормализовать сон;
- развивать чувство ритма.
Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.
ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШАМИ?
В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
- Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
- Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
- Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
- Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
- Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
- Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
- Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
- Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
- Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
- Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить. Против воли ребенка они пользы не принесут.
Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.
КОГДА ЗАНИМАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ?
Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.
Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:
- любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
- различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
- атрофия;
- заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
- острый артрит, туберкулез костей или суставов;
- острый нефрит или гепатит;
- рахит;
- врожденные пороки сердца;
- геморрагический диатез, гемофилия;
- туберкулез в активной форме;
- большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).
ИГРАЕМ В ГИМНАСТИКУ
Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.
Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…
Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).
Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим.
Гимнастические комплексы для малышей должны включать:
- общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
- задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
- для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
- простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
- музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.
Практика
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ХОДЬБЫ
Ходьба по узкой дорожке- на полу обозначьте мелом (верёвками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 сантиметров, в дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до 20-10 сантиметров, предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие, обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят. Ходьба по гимнастической скамейке- хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку, если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя бревно на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и тому подобное. Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку, но не стоит слишком опекать ребёнка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.
Перешагивание через препятствия- научите ребёнка ходить, высоко поднимая ноги, как цапля, до чего трава высока, то крапива, то осока, поднимай повыше ноги, коль идёшь не по дороге.
Игра «петушок»- расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы, руки ребёнка- крылья- опущены, он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «петушок» по слогам, на слоге -шок опускает ногу за предмет.
УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ
детям младшего возраста ещё нелегко удерживать равновесие в вертикальном положении, поэтому все вышеперечисленные упражнения, направленные на развитие навыка правильной ходьбы, служат одновременно хорошей тренировкой вестибулярного аппарата, кроме этого полезны: ходьба по наклонной скамейке- укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один её конец на высоту 20-25 сантиметров, предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз, вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку.
УПРАЖНЕНИЯ В ЛАЗАНИИ
Ваш малыш уже, наверное, с лёгкостью влезает на диваны и кресла, если нет- предложите игру «найди мишку»- спрячьте знакомую игрушку за спинкой кресла или дивана так, чтобы она была немного видна, «где мишка?» и ребёнок, обнаружив игрушку, с радостью залезает на кресло, потом, спустившись вниз, приносит мишку вам, эта игра никогда не надоест. Если есть возможность, установите дома небольшую шведскую стенку или лесенку, побуждайте малыша забираться на неё хотя бы на несколько ступенек и спускаться вниз, обычно маленькие дети влезают на лесенку приставным шагом, обращайте внимание на положение рук: надо учить ребёнка захватывать рейку, противопоставляя большой палец.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛЗАНИИ
Если ваш малыш не ползал на четвереньках в младенчестве, ещё не поздно научить его этому, ползанье замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений. Собачка- ребёнок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке. Бычок- малыш ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево, при ходьбе протяжно произносит звук му-му, подражая бодающемуся бычку. Козлик- передвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козлёнку и произнося бэ-бэ.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ
«Стал маленьким»- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены, низко приседает- «стал маленьким», затем встаёт- «стал большим», можно помочь малышу выполнить это упражнение, поддерживая его за палочку. Прятки- ребёнок приседает (прячется) и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА
«Самолёт»- малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены, поднимает руки в стороны ладонями вверх (расправил крылья самолёт: приготовился в полёт), поворачивается в стороны, не опуская рук (я направо погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу). Насос- исходное положение прежнее, скользя руками вдоль туловища, ребёнок наклоняется поочерёдно то вправо, то влево: это очень просто- покачай насос ты, направо, налево руками скользя, назад и вперёд наклоняться нельзя, это очень просто- покачай насос ты.
«Наколи дров»- малыш стоит, широко расставив ноги, руки внизу соединены в замок, поднимает руки вверх и с наклоном быстро опускает: раз- дрова, два- дрова, раскололся ствол едва, бух- дрова, бах- дрова, вот уже полена два. Наклоны с прямыми ногами- для начала помогите малышу: поставьте его спиной к себе и придерживайте колени, не давая им сгибаться, ребёнок наклоняется за игрушкой, затем выпрямляется, позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается достать игрушку или носки ног.
Ёжик- ребёнок лежит на спине, обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди (вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог), затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову (лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся).
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ
«посмотри на мяч»- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч, поднимает мяч над головой и смотрит на него.
Перекатывание мяча- малыш ходит по комнате и, наклоняясь вперёд, перекатывает большой мяч по полу, толкая его руками. Мяч вокруг ног- встать прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опустить, наклониться и, придерживая мяч руками, прокатить его вокруг одной и другой ноги, взять мяч и выпрямиться. Прокатывание мяча- ребёнок стоит, наклонившись, старается прокатить мяч между ножками стула и табурета.
Играйте с ребёнком в мячик и дома, и на улице, учите его бросать и ловить мячи различного размера.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение
«Надуй шарик»- ребёнок сидит или стоит, «надуй шарик»- широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух- ффф, «шарик лопнул»- хлопнет в ладоши, «из шарика выходит воздух»- малыш произносит: «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.
Игра «мыльные пузыри»- эта забава известна всем, научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох- носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Игра «кто дальше загонит шарик»- сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика, дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день. (Сорока – ворона, семья, по грибы и.д.)
Дорогие наши мамы, папы, почаще проводите время со своими малышами. Играйте с ними, занимайтесь физкультурой, доставляя удовольствие себе и детям!

