"Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников».
«Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников».
В дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является художественно-эстетическое развитие. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.
Художественно-эстетическая деятельность включает в себя следующие виды деятельности:
- музыкальная деятельность - оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
- театральная деятельность - работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
- художественно-речевая деятельность - знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.
- изобразительная деятельность: - рисование - является ведущим видом деятельности в ДОО. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков. Одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Можно выделить следующие виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии:
1.Нетрадиционные техники рисования для детей раннего и дошкольного возраста: рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, оттиск печатками из овощей, тычок жёсткой сухой кистью, печать поролоном.
Рисование мятой бумагой — эта техника рисования дает простор для фантазии и свободу детским ручкам. Бумажные комочки, дети с удовольствием могут намять сами.
Набрызг - заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски и палочкой или кистью проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.
Кляксография — это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
Монотипия - рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.
Пластилинография - создание лепных картин из пластилина с изображением выпуклых объектов на горизонтальной поверхности.
Ниткография - в этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.
Рисование солью - прорисовывается контур рисунка клеем, а сверх присыпается солью. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, а можно высушенную работу раскрасить красками.
Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать свои чувства.
2. Игровая технология. У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешивание двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях. На занятиях по изобразительному искусству используются сказочные персонажи, игры на развитие глазомера, исправить ошибку, собрать узор, смешать цвета.
3. Технология исследовательской деятельности Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, способность к логичным рассуждениям. Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках. Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению дошкольника к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога и родителя, родителей и детей. В детском саду использую разнообразные игры с цветом, эксперименты со смешиванием цветов и опыты с разными материалами.
4. ИКТ технологии. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторять пройденный материал вне занятий.
Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:
- ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд - презентаций;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- активизировать учебный процесс;
- прослушивать записи музыкальных композиций и создавать шедевры из пластилина или песка.
- даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала.
- специальные компьютерные программы, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. В этом помогают интерактивные игры. Но самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, воспитанники продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для дошкольников в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве.
5.Технологии проектной деятельности Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию ребенка, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей.
6. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей - воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности. Ребенок учится анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. В работе педагогами используются такие приемы фантазирования и развития творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования: кляксография, пластилинография, рисование нитками, каплями.
Цель художественно-эстетического развития не только в том, чтобы дать детям знания и навыки, но и в том, чтобы вызвать в них желание и интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.
Список используемой литературы:
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004
Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.,1992.
