Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чем лягушка может людям помочь»
Цель: формировать представления детей о лягушке.
Задачи:
• Дать представление о лягушках, как появляются лягушки, где живут
• Дать представление о пользе, которую приносят людям лягушки.
• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе и ее обитателям
• Развивать речь, учить отвечать на вопросы полным ответом
Организация РППС: ИКТ, картинки с изображением икринок лягушек и головастиков, травяной, озерной и болотной лягушки, заводная лягушка игрушка, коробочка, листы формата А4 по количеству детей, цветные карандаши.
Ход совместной деятельности
Воспитатель вносит коробочку и обращает внимание детей на то, что в ней кто – то шуршит.
- Ребята, вы хотите узнать, кто там?
- Для того, чтобы узнать, вам нужно отгадать загадку.
У болотной мягкой кочки
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка –
Пучеглазая... (лягушка).
(А. Картина)
В народе ее ласково называют лягушкой-квакушкой и нередко делают героиней сказок, где ей отводят добрую роль.
Воспитатель спрашивает у детей, какие из сказок, где героиня -лягушка, они знают. («Царевна-лягушка», «Теремок» С. Маршака, «Лягушка-путешественница» В. Гаршина).
«Какая лягушка на ощупь шероховатая или гладкая?» (Дети гладят лягушку и отвечают на вопрос). «Лягушки обладают гладкой или слегка бугорчатой кожей».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением лягушки. (напоминает, что у всех лягушек 4 лапки, большая голова, нет шеи), описать ее: форма тела овальная, компактная, обтекаемая, голова (большой рот, во рту длинный липкий язык, для дыхания есть ноздри, глаза большие, выпуклые, на глазах есть веки — сравнить глаза человека, лягушки и рыбы); ноги (передние - короткие, задние - длинные, между пальцами перепоночки, задние ноги могут складываться); кожа (голая, покрытая слизью).
Воспитатель спрашивает: «Где живут лягушки?» (На суше, в воде.) Лягушка – земноводное животное. Она может жить как на суше, так и в воде. «Пока лягушка в воде, она дышит кожей, а когда оказывается на суше — ртом и легкими».
«Как называется лягушка, которая живет на суше?» (Травяная.)
(Воспитатель показывает картинку с изображением травяной лягушки)
«А как называется лягушка, которая живет в воде?» (Водяная, прудовая, озерная.)
(Воспитатель показывает картинку с изображением водяной, прудовой и озерной лягушки).
«Какого цвета травяная лягушка?» (Бурая.)
(Воспитатель показывает картинку с изображением бурой лягушки)
«А водяная лягушка какого цвета?» (Зеленая.)
(Воспитатель показывает картинку с изображением зеленой лягушки)
«Почему травяная бурая, а озерная зеленая?» (От цвета окружающей среды.)
«Скажите ребята, чем питаются лягушки?» (Комарами, мошками).
«Какую пользу приносят лягушки?»
«Лягушки приносят людям большую пользу поедая комаров и мошек. Если бы они их не ловили, то на свете было бы столько много комаров и мошек, что мы бы не видели белого света».
«Как вы думаете можно убивать лягушек?» (Ответы детей). «Конечно же нет, ведь они помогают людям».
«Ребята лягушка приглашает вас поиграть. Хотите поиграть?» (Ответы детей).
Воспитатель проводит физ. минутку дети повторяют движения согласно тексту.
Физкультминутка «Весёлые лягушата»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
1. Мы зелёные лягушки,
Мы весёлые квакушки,
В болоте живём,
Песенку поём!
Ква-Ква-Ква!
2. Скачем, скачем высоко,
Прыгаем мы далеко,
Лягушки – квакушки –
Желтые брюшки!
Ква-Ква-Ква!
3. Песенка кончается –
Проулка начинается!
С цветка на листок,
Потом на бережок!
Прыг, скок!
4. На камушке посидели,
по сторонам поглядели,
Прыгнули на грибок,
На шляпке червячок!
Привет, дружок!
5. Сквозь травинки
Видна тропинка,
Там давно лежит бревно,
Прыг на него!
6. Вдруг бревно очнулось,
Быстро повернулось:
Мишку разбудили –
Очень рассердили –
Убегайте, лягушки!
7. До прыгали до болота –
вот она, вода!
Пора отдыхать,
Сладко поспать!
«Ребята, как появляются лягушки?» (Ответы детей).
«Сначала лягушка откладывает икринки, из этих икринок рождаются головастики, а из головастиков вырастает лягушка».
(Воспитатель показывает слайды картинки с изображением икринки лягушки и головастика, дети рассматривают слайды).
«Ребята на кого похож головастик?» (Ответы детей). «Головастик очень похож на рыбку, он и дышит даже не как лягушка легкими, а жабрами как рыбка».
«Сначала у головастика появляются задние ноги, а затем и передние. Начинают развиваться легкие. Он через время поднимается к поверхности воды и заглатывает воздух, хвост постепенно укорачивается, и головастик становится лягушкой».
«Питаются головастики микроводорослями»
(Воспитатель показывает картинку с изображением микроводорослей)
«Какого цвета головастик?» (Ответы детей). «Головастик черного цвета».
(Воспитатель показывает лист с изображением лягушки и обращает внимание на то, что лягушка одна, без своих лягушат).
«Ребята, нашей лягушке стало очень грустно, потому что она растеряла своих детенышей. Что же делать?» (Ответы детей)
«Давайте поможем лягушке и нарисуем схему как появился ее малыш».
(Дети рисуют схему возникновения лягушонка)
Далее воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает рассказать, что нового они узнали.
